20.05.2019     0
 

Нарушение осанки у детей и взрослых профилактика взаимосвязь с плоскостопием и сколиозом


Пищеварительная система

Пищеварительный трактПищеварительные железыРотовая полость, глотка,
Слюнные, желудочные, кишечные,
пищевод, желудок, кишечник
печень, поджелудочная

Пищеварительный тракт представляет
собой трубку, стенки которой состоят
из трёх слоёв: внутреннего – слизистой
оболочки, среднего – мышечного, наружного
– соединительнотканного.

В пищеварительный канал поступают соки
пищеварительных желез. Пищеварительная
система имеет возрастные особенности.
У детей слизистая оболочка нежнее,
обильно снабжена кровеносными сосудами
и обладает большей чувствительностью
к механическим раздражениям пищей. У
новорожденных объём желудка 30 см3.

Но на 15-й день жизни объём увеличивается
втрое. В желудке младенца пища задерживается
на 2,5 -3 часа. Желудок у детей растёт очень
быстро: в год его объём 300-350 см3, в
2 года – 700 см3, в 7 лет – 1100 см3.
Особенно интенсивно увеличивается дно
желудка. В связи с этим возрастает и
количество желез слизистой оболочки
желудка.

Главная

Тонкая кишка у новорожденных
в два раза короче, чем у взрослых. Её
длина – примерно, 3м. Те же соотношения
наблюдаются в размерах толстой кишки
(60-130 см). В течение первых двух лет жизни
ребёнка длина его кишечника интенсивно
растёт. Тонкая кишка достигает длины
4,5 м, а толстая – 80 см. Затем рост
замедляется. Вторая волна усиленного
роста кишечника начинается у детей
после 8 лет.

центральная
периферическая нервная
система нервная
система (Г. М. и С. М.)
(нервы, нервные узлы,

волокна, отходящие от ЦНС)

соматическая вегетативная

нервная
система нервная система

(регулирует
работу (регулирует работу
мышц тела)
внутр. органов)

черепно-
и спинно- симпатическая
мозговые нервы
парасимпатическая

Мышцы

поперечно-полосатыегладкие

скелетные мышцы,
мышцы внутренних органов,
мышцы сердца
кровеносных сосудов

Нарушение осанки у детей и взрослых профилактика взаимосвязь с плоскостопием и сколиозом

Активной частью опорно-двигательного
аппарата являются скелетные мышцы.
Мышцы в организме выполняют следующие
функции:

  • изменяют положение тела в пространстве;

  • осуществляют дыхательные, глотательные
    движения;

  • формируют мимику;

  • участвуют в образовании грудной, брюшной
    и тазовой полостей;

  • изменяют положение глазного яблока;

  • оказывают влияние на слуховые косточки;

  • мышечная деятельность оказывает влияние
    на кровообращение, развитие и форму
    костей.

Каждая мышца – это орган, имеющий
мышечную и сухожильную часть. Пучки
скелетных мышц, всё более укрупняясь,
образуют пучки I, II, и III порядка. Каждый
из пучков разделен прослойками
соединительной ткани, а все мышцы снаружи
покрыты чехлом, тоже соединительнотканным,
который называется фасцией.

Мышцы
прикрепляются к костям при помощи
сухожилий, которые не обладают свойством
сократимости и образованы соединительной
тканью. В организме человека насчитывается
около 600 скелетных мышц. Форма и величина
мышц зависят от выполняемой ими работы.
Различают длинные (мышцы верхних и
нижних конечностей), широкие (широчайшая
мышца спины), короткие (межреберные),
круговые (рта, глаз).

По функции различают
мышцы – сгибатели, разгибатели, приводящие
и отводящие, а также мышцы, вращающие
внутрь и наружу. В процессе развития
ребенка отдельные мышечные группы
растут неравномерно. У грудных детей
прежде всего развиваются мышцы живота,
позднее – жевательные. К концу первого
года жизни в связи с ползанием и началом
ходьбы заметно растут мышцы спины и
конечностей.

За весь период роста ребенка
масса мускулатуры увеличивается в 35
раз. В период полового созревания, наряду
с удлинением трубчатых костей, удлиняются
интенсивно и сухожилия мышц. Мышцы в
это время становятся длинными и тонкими,
и подростки выглядят длинноногими и
длиннорукими. В 15 – 18 лет продолжается
дальнейший рост поперечника мышц.
Развитие мышц продолжается до 25-30 лет.
Мышцы ребенка бледнее, нежнее и более
эластичны, чем мышцы взрослого человека.

Мышцы обладают тремя важнейшими
свойствами: возбудимостью, проводимостью
и сократимостью. Сократимость является
специфическим свойством мышц. Возбуждение
и сокращение вызывается нервными
импульсами, поступающими из нервных
центров. Сокращаясь, мышцы выполняют
работу. Работа мышц зависит от их силы.

Мышцы человека в состоянии покоя
частично сокращены. Это состояние, когда
мышца напряжена, но не производит
движения, называется тонусом мышцы.
Тонус мышцы играет важную роль в
осуществлении координации движений.

Нарушение осанки у детей и взрослых профилактика взаимосвязь с плоскостопием и сколиозом

Исследования показывают, что школьники
7-11 лет обладают низкими показателями
мышечной силы. Дети такого возраста
более приспособлены к кратковременным
скоростно-силовым динамическим
упражнениям. Однако, младших школьников
следует постепенно приучать к сохранению
статических поз. Особое значение
статические упражнения имеют для
выработки и сохранения правильной
осанки.

Наиболее интенсивно мышечная сила
увеличивается в подростковом возрасте.
С 18 лет рост силы замедляется и к 25-30
заканчивается.

В течение длительного периода онтогенеза
формируется одно из важнейших качеств
– выносливость. Выносливость к
динамической работе еще очень невелика
в 7-11 лет. С 11-12 лет дети становятся более
выносливыми. Исследования показывают,
что хорошим средством развития
выносливости являются ходьба, медленный
бег, передвижение на лыжах. К 14 годам
мышечная выносливость составляет
50-70%, а к 16 годам – около 80% выносливости
взрослого человека.

Как известно, правильно подобранный
ритм и достаточная, но не чрезмерная,
нагрузка предотвращают быстрое
наступление мышечного утомления.
Работающая мышца нуждается в постоянном
источнике энергии, которая освобождается
благодаря окислительным процессам.
Необходимые для работы мышц питательные
вещества и кислород доставляются кровью.
Установлено, что утомление, в первую
очередь, развивается не в мышце, а в
соответствующих участках ЦНС.

После прекращения работы наступает
восстановительный период. Его
продолжительность зависит от возраста,
пола и тренированности организма. По
мере роста и развития детей увеличивается
объем и масса мышц, повышается их сила
и выносливость.

Предлагаем ознакомиться:  Реабилитация после перелома голеностопа упражнения физиотерапия массаж

Причины распространённого нарушения

Мышцы

  1. Лёгкая сутулость, носящая слабовыраженный характер, возникает у ребёнка в начальных классах. Для предупреждения в младших классах взрослым достаточно чаще напоминать о необходимости выпрямиться.
  2. В средних классах и старших классах появляется отклонение от нормы, имеющее устойчивую форму, вызванную слабостью мышечного корсета, корректируется уроками физкультуры в школе.
  3. Искривление позвоночника, затрагивающее костный аппарат и с трудом поддающееся лечению. Школьные уроки физической подготовки в классах полностью заменяются ЛФК. Необходимые упражнения в классах порекомендует инструктор ЛФК. Для удобства родителям стоит записать тему в виде конспекта, чтобы ежедневно заниматься с ребёнком дома. Рекомендуется как необходимая мера предупреждения дальнейшего развития серьёзного заболевания.
Профилактика сколиоза

Профилактика сколиоза

Профилактика возникновения подобных нарушений здоровья ребёнка – прямая обязанность взрослых, особенно родителей, начиная с момента, как малыш встаёт на ноги. При вертикальном положении тела на ступни ложится ощутимая нагрузка. Если мышцы стоп недостаточно укреплены, возникает угроза развития плоскостопия.

Ступни считаются своеобразными амортизаторами человеческого скелета, природой предназначены для смягчения толчков, возникающих во время ходьбы, прыжков. При плоскостопии происходит деформация стопы, её свод опускается либо исчезает. Амортизационные функции стопы нарушаются, возникает тяжёлая походка, боль в ногах, перекашивание тазовых костей при ходьбе, приводящее к неправильной позе и искривлению позвоночника. Плоскостопие и нарушение осанки тесно связаны между собой: появление первого неизбежно сказывается на втором.

Профилактика плоскостопия оказывает влияние на предупреждение деформаций в развитии детского скелета, но определить наличие заболевания у ребёнка получится при достижении возраста 4-6 лет. По законам биологии детская ступня снабжена жировой подушечкой на подошве, маскирующей свод стопы. С возрастом жир рассасывается, костные очертания становятся более чёткими, заметить дефект несложно.

Возможной причиной считается наследственность. Если плоскостопие имеется у близкого родственника – отца, матери, – ребёнку необходимы наблюдение и регулярные консультации врача-ортопеда, чтобы застать болезнь на ранних стадиях развития и принять меря для предотвращения.

Отрицательным фактором часто выступает лишний вес, что неудивительно: кости скелета рассчитаны на посильную нагрузку, превышение возможностей организма приводит к деформации. Если ребёнок слишком полный для собственного возраста и роста, необходим строгий контроль родителей за детским питанием. Советы диетолога не будут лишними в тревожной ситуации.

Травмы стоп бывают причиной возникновения плоскостопия. Частые «подвихивания» говорят о слабости связочного аппарата голеностопа, от которой прямой путь к появлению дефекта.

Техника массажа

Техника массажа

В конечном счёте, нарушение осанки и плоскостопие возникает на фоне слабого развития мускулатуры ног, преимущественно стоп. Укреплению мышц стопы способствует простой массаж ступней. Выполнять допустимо самостоятельно, даже не будучи мастером высокого класса. Описание массажа получают в кабинете ЛФК детской поликлиники.

Полость рта

Пищеварительный тракт начинается
ротовой полостью. Сверху она ограничена
твёрдым нёбом, сзади – мягким нёбом,
спереди и с боков – верхнечелюстной и
нижнечелюстной костями, а также щеками.
Спереди ротовое отверстие замыкается
зубами. В слизистой оболочке ротовой
полости расположены мелкие железы,
выделяющие слизь.

Язык – мышечный орган. Это орган вкуса
и передвижения пищи в полости рта. Он
участвует в актах глотания и сосания,
а также принимает участие в произношении
звуков членораздельной речи.

Задний отдел ротовой полости называется
зевом. Он ограничен корнем языка, мягким
нёбом, нёбными складками и язычком,
свисающим на границе с глоткой. В нёбных
складках находятся две крупные нёбные
миндалины.

Нарушение осанки у детей и взрослых профилактика взаимосвязь с плоскостопием и сколиозом

Зубы

Ребёнок рождается на свет без зубов.
Первые молочные зубы прорезаются в
возрасте 6-9 месяцев. К концу первого
года жизни их насчитывается 8, ко второй
половине третьего года жизни – 20. У
ребёнка всего 20 молочных зубов. Они
очень нежны и непрочны. С шестилетнего
возраста начинается смена молочных
зубов на постоянные. Этот процесс длится
до подросткового возраста.

Здоровые молочные зубы являются
предпосылкой появления здоровых
постоянных зубов. Процесс прорезывания
постоянных зубов продолжается до 19-25
лет (3 – мудрости. 8 резцов, 4 клыка, 8 малых
и 12 больших коренных зубов).

В каждом зубе различают коронку, шейку,
корень. Коронка покрыта прочной эмалью.
Шейка и корень – цементом. Большая часть
зуба состоит из плотного вещества –
дентина. Внутри зуба находится полость,
заполненная рыхлой соединительной
тканью с кровеносными и нервными сосудами
– пульпа.

При помощи зубов пища раздробляется,
размельчается и перетирается. Зубы
также играют роль в образовании звуков.

В период смены передних зубов дети
чуждаются товарищей, избегают отвечать
на уроках, становятся менее общительными.
Таких детей следует оберегать от
дополнительных технических травм, т.к.
всё это может отразиться как на их
физическом развитии, так и на формирующемся
характере.

Нарушение осанки у детей и взрослых профилактика взаимосвязь с плоскостопием и сколиозом

При недостатке в пище витаминов С, Д и
др. нарушается обмен веществ в организме.
В том числе, и в зубах. Это ведёт к
нарушению питания дентина и эмали, а
значит, и к заболеванию зубов.

1 : 1 : 4 − Для старших классов и взрослых

Физиологические нормы употребления
питательных веществ меняются с возрастом
и обусловлены энергозатратами организма.

Предлагаем ознакомиться:  Реактивный артрит РеА у детей серьезная проблема современной педиатрии

Потребность детей в витаминах повышается
в связи с напряжением процессов роста
и обмена веществ в организме. Т.к. в
организме витамины не синтезируются,
то они должны постоянно поступать с
едой. Недостаток поступления витаминов
– гиповитаминоз.

Лишнее поступление – гипервитаминоз.

При организации питания школьников
нужно уделять внимание горячему обеду
в школе, калорийность которого должна
быть для детей 7-12 лет 500-600 ккал − для
городских школ и 800 ккал − для сельских
(т.к. дети живут дальше от школы).

Перед сном приём еды, богатой белками
и жирами, отрицательно влияет на процессы
пищеварения и организм в целом. В период
сна все физиологические процессы
замедляются, что усложняет переваривание
еды. Поэтому детям дают немножко овощей
и молока не позже, чем за 2 часа до сна.

ЛФК – непременная составляющая профилактики плоскостопия

Нарушение осанки у детей и взрослых профилактика взаимосвязь с плоскостопием и сколиозом

Урокам ЛФК следует уделять пристальное внимание. Занятия выполняются систематически. Нарушение правила становится причиной низкой эффективности.

Если ребёнок маленький, проводить занятия ЛФК лучше в игровой форме, чтобы упражнения не воспринимались как обязательно-утомительный урок. Для привлечения интереса малыша к упражнениям ЛФК, каждому потребуется придумать подходящее название. Примерный конспект игровых занятий:

  • ходьба на цыпочках – «великан», «кто выше?», «какой большой!»;
  • ходьба с поворачиванием стоп наружу – «мишка косолапый по лесу идёт»;
    Прогулка по неровной поверхности

    Прогулка по неровной поверхности

  • ходьба босиком по наклонной неровной поверхности – «идёт бычок, качается» (специальный коврик из полосы плотной ткани с нашитыми выпуклыми пуговицами укладывается на доску, положенную с небольшим наклоном; ступая по ней босой ногой, ребёнок непроизвольно поджимает пальцы, что вызывает напряжение мускулатуры свода стопы);
  • игра «попробуй, достань»: ребёнок, сидя на стуле, старается пальцами ног захватить с пола маленькие предметы (карандаши, верёвочки), подтягивая к себе. Постепенно упражнение возможно усложнять, пробуя поднимать и передавать предметы из одной «ножки-ручки» в другую;
  • «каток»: сидя на стуле, выполняется перекатывание ступнями ног круглой гладкой палки диаметром 3 см.

На уроке нужно чаще хвалить малыша, стимулируя усердие. Родители могут устроить соревнование и принять участие, но победителем непременно должен выйти ребёнок.

Полезно больше ходить босиком, в естественных природных условиях – по траве, гальке, камешкам. Большое значение приобретают водные процедуры: кроме укрепления мускулатуры, они оказывают закаливающее действие. ЛФК по мере взросления ребёнка рекомендуется дополнить уроками плаванья – спорт наилучшим образом тренирует группы мышц, отвечающих за формирование осанки и профилактику плоскостопия.

Детская обувь должна точно соответствовать размеру ноги и непременно быть новой. Нельзя позволять ребёнку донашивать растоптанную обувь старших братьев и сестёр, как бы ни оказался велик соблазн сэкономить. Важные параметры – материал и качество изготовления. Лучше покупать ботинки, туфли и сандалии, сделанные из натуральной кожи либо хлопка.

Они должны быть лёгкими, иметь минимальное количество швов внутри, упругую и гибкую (не мягкую!) подошву, крепкий задник, фиксирующий голеностопный сустав в правильном положении, невысокий (0,5 — 1 см) плоский каблук. Если врач-ортопед советует носить специальную обувь или использовать в ежедневной обуви стельки-супинаторы, отмахиваться от рекомендаций не стоит.

Перечисленные правила покажутся сложными, но исполнение гарантирует, что у ребёнка не возникнет трудностей с позвоночником и суставами ног – ни в детстве, ни в грядущей взрослой жизни.

Спинной мозг

Формирование ЦНС начинается с образования
спинномозговой трубки на начальных
зародышевых стадиях. Впоследствии из
неё развивается спинной мозг и отделы
головного мозга.

Спинной мозг располагается в позвоночном
канале; снаружи он окружён тремя
оболочками: твёрдой, паутинной, мягкой.

Новорожденный 14 – 16 см
5 г

Младший школьник 30 – 32 см
18 г

Взрослый 43 – 45 см
30 г

Спинной мозг несколько сплющен спереди
назад, с очень узкой полостью посередине
– центральным каналом. В центре находится
спинномозговой канал, заполненный
ликвором.

Спинной мозг берёт начало от большой
затылочной впадины. В нижних отделах
спинной мозг суживается и на уровне
второго поясничного позвонка образует
мозговой конус. Растёт спинной мозг
неравномерно. Наиболее быстро растут
грудные сегменты. Спинной мозг имеет
шейный и грудной изгибы, а также шейное
и поясничное утолщение.

На поперечном срезе видно, что спинной
мозг состоит из серого вещества (внутри)
и белого (по краям). В сером веществе
выделяют передние (короткие и широкие
выступы) и задние (узкие, длинные) рога.
От передних рогов отходят эфферентные
нейроны, которые передают возбуждение
из ЦНС регулируемым органам.

Белое вещество образовано длинными
отростками нервных клеток и делится на
передние, задние и боковые столбы. В них
размещены проводящие пути. По восходящим
путям возбуждение передаётся от
рецепторов нейронам спинного мозга и
далее в отделы головного мозга. По
нисходящим – от головного мозга через
спинной мозг к рабочим органам. Основные
функции:серого вещества – рефлекторная,
белого вещества – проводниковая.

Обонятельный анализатор

Обоняние позволяет различать запахи
различных веществ. Его рецепторы
находятся в слизистой оболочке
верхнезадней части полости носа. Общая
площадь обонятельного эпителия составляет
2,5 см2 и состоит из рецепторных
клеток, которых у человека насчитывается
около 60 млн. Реснички клеток погружены
в слой слизи и не способны активно
двигаться.

Предлагаем ознакомиться:  Энтезопатия коленного сустава лечение симптомы причины профилактика

При вдохе молекулы пахучих
веществ возбуждают их. Нервные импульсы
поступают по обонятельному нерву во
внутреннюю поверхность полушарий, где
происходит распознавание запахов.
Некоторые пахучие вещества раздражают
не только обонятельные клетки, но и
окончания тройничного нерва, что вызывает
рефлекторное чихание, кашель или
остановку дыхания.

У новорожденных реакция на запах
ослабевает скорее в результате более
быстрой адаптации обонятельных
рецепторов. На 4-м месяце жизни ребенок
начинает отличать приятные запахи от
неприятных и отвечать на них адекватной
реакцией. Острота обоняния достигает
максимума в период полового созревания.
Утрата обоняния называется аносмией.
Она может быть временной (при насморке)
или постоянной (при опухолях лобных
долей).

Кожный анализатор представлен
совокупностью рецепторных образований,
обеспечивающих температурные, тактильные
и болевые ощущения. Его периферические
отделы расположены на поверхности тела
(в коже, слизистых оболочках), в глубине
тела (например, механорецепторы
сердечно-сосудистой системы) и могут
входить в состав специализированных
сенсорных органов (глаз, ухо).

Количество рецепторов различного типа,
приходящихся на 1 см2 кожной
поверхности, в разных её участках
неодинаково и составляет в среднем: 50
болевых, 25 тактильных, 12 холодовых и 2
тепловые точки. Наибольшая чувствительность
присуща губам и кончикам пальцев.

Терморецепторы играют важную роль в
сохранении постоянства температуры
нашего тела. Тактильные рецепторы
(механорецепторы) обеспечивают восприятие
механических воздействий, ощущение
давления, прикосновения, вибрации.
Болевые рецепторы (ноцирецепторы)
реагируют на болевые раздражения и
позволяют избегать действия агентов,
повреждающих клетки и ткани. Совокупность
всех этих ощущений составляет чувство
осязания.

Сигналы от кожных рецепторов поступают
по сенсорным (афферентным) нервам в кору
больших полушарий, где и осуществляется
анализ и окончательная переработка
сенсорной информации.

Возбудимость кожного анализатора
максимальна с 17 до 27 лет, но может резко
изменяться в зависимости от состояния
коры головного мозга, снижаясь, например,
при утомлении и сильных эмоциях.
Одновременное раздражение других
анализаторов также заметно снижает
кожную чувствительность, даже ощущение
боли средней силы в данном случае
существенно уменьшается.

Поджелудочная железа

Тимус важен в формировании иммунитета,
особенно в детском возрасте, в частности
в период новорожденности.

Выделяет гормон инсулин, который играет
важную роль в углеводном обмене. С
гипофункцией связана болезнь – диабет.

При недостатке инсулина в крови
значительно понижается образование
гликогена в печени, и глюкоза, свободно
проходя через этот орган, попадает в
кровь. В таких случаях почки начинают
выделять избыток глюкозы и в моче
появляется виноградный сахар.

Этиология его зачастую обусловлена
наследственностью, а провоцирующими
факторами можно считать систематическое
переедание, особенно продуктов, богатых
легкоусвояемыми углеводами (сладости,
кондитерские изделия), нервно-психические
перегрузки и инфекционные инвазии.
Сахарный диабет сопровождается поражением
всех органов и систем.

Гипофиз

Расположен в углублении основной кости
черепа и анатомически связан с подбугровой
областью головного мозга. Выделяет
более 22 гормонов. Передняя доля гипофиза
выделяет гормоны, влияющие на рост.
Гиперфункция ее в детском возрасте
приводит к гигантизму. При этом
задерживается половое развитие ребенка.

Гипофункция гипофиза влечет за собой
задержку роста (гипофизарный нанизм).
Половые железы при этом заболевании не
развиваются. Такие дети отличаются
пропорциональностью телосложения. В
умственном отношении они не отличаются
от обычных детей.

При некоторых поражениях гипофиза
развиваются резкое исхудание и большая
мышечная слабость, появляется много
морщин, отвращение к пище, снижается
артериальное давление.

Промежуточная доля гипофиза развита у
детей. Она образует гормоны, влияющие
на пигментацию кожи и на черный пигмент
в глазу.

Из задней доли гипофиза выделены гормоны,
которые резко угнетают мочеобразование,
повышают АД, вызывают сокращение
мускулатуры матки. Гипофиз, несмотря
на малые размеры (0,5 г), является регулятором
деятельности всех желез внутренней
секреции. Он оказывает влияние на все
вегетативные функции организма и ВНД.

Половые железы

Половые железы – яички у мужчин и яичники
у женщин относятся к железам смешанной
секреции. Они выполняют две функции:
выделение половых клеток и выделение
мужских и женских половых гормонов
(андрогенов и эстрогенов). Благодаря
этим гормонам развиваются вторичные
половые признаки – размеры и пропорции
тела, волосяной покров, характер отложения
жира, тембр голоса, развитие молочных
желез.

Становление половой функции у девочек
происходит с 7 – 8 до 16 – 17 лет, а мальчики
созревают позже с 10 – 11 до 17 – 18 лет.

Надпочечники

Надпочечники состоят из мозгового и
коркового вещества. Мозговое вещество
вырабатывает адреналин и норадреналин.
Адреналин регулирует многие жизненно
важные функции организма: усиливает и
учащает сердечные сокращения, сужает
артериолы кожи, угнетает сокращение
желудка, расслабляет мускулатуру
бронхов.

Нарушение осанки у детей и взрослых профилактика взаимосвязь с плоскостопием и сколиозом

Половые гормоны надпочечников близки
к тем, которые вырабатывают половые
железы. Они играют роль в развитии
репродуктивных органов в детском
возрасте, но по достижении половой
зрелости их функции снижаются.

Гиперфункция коркового вещества в
детстве способствует раннему половому
созреванию, а у взрослых – может привести
к появлению вторичных половых признаков
противоположного пола.

15 Тема. Эндокринный контроль
роста ребенка.

I пояс нижней конечности II свободная нижняя конечность

  • тазовые кости (подвздошная, —
    бедренная кость

лобковая, седалищная) -кости
голени (большая и малая берцовые)

  • кости предплюсны (7)

  • кости плюсны стопа

  • фаланги пальцев

См. приложение.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector