25.09.2019     0
 

Сколиоз у детей: причины, как лечить в домашних условиях


Характеристика патологии

По мере роста костно-мышечная система человека претерпевает множество изменений. При сбалансированном развитии кости, связки и мышцы созревают вместе, формируя здоровый скелет и осанку.

Чаще бывает так, что мускулатура развивается неравномерно, что приводит к нарушениям костно-мышечной системы (КМС).

Самая частая патология – сколиотическая осанка. Это такое искривление позвоночника, которое не сопровождается структурными изменениями со стороны позвонков и может исправляться волевым усилием самого человека.

В этом кроется ключевое отличие от сколиоза, при котором выявляются изменения структуры позвонков – клиновидная деформация и стойкая фиксация с признаками торсии (поворот вокруг центральной оси).

Обширных клинических исследований относительно распространенности искривлений позвоночника пока не проводилось. Правда, в отдельно взятых регионах школьников обследовали и получили поражающие результаты. От 40 до 94% обследованных детей и подростков от 7 до 17 лет имели аномалии КМС. Всего выделяется 7 типов искривлений:

  1. Сколиотическая осанка (≈ 53%).
  2. Сутулая спина (≈ 13%).
  3. Круглая спина (≈ 10%).
  4. Кругловогнутая спина (≈ 9%).
  5. Плосковогнутая (≈ 7%).
  6. Вогнутая (≈ 4,5%).
  7. Плоская (≈ 3,5%).

Как обнаружить сколиоз у детей?

Существует несколько простых способов определения сколиоза. Для этого необходимо немного внимательности и пуговица, в которую продета нитка. Нащупав на спине ребенка 7-ой шейный позвонок (самый выступающий), нужно приложить к нему конец нитки. Она должна тянуться вдоль позвоночника, а пуговица находиться между ягодицами.

Кроме того, сколиоз можно определить по плечам ребенка. Если одно из них находится выше другого — это говорит о наличии сколиоза.

Причины развития заболевания и его симптомы

Причины сколиоза у детей имеют врожденный и приобретенный характер. В первом случае зачатки проблемы формируются еще во время беременности, когда у плода аномально развивается позвоночник и ребра. Исправить ситуацию при таком сценарии невозможно, единственный вариант – не давать патологии развиваться дальше уже после рождения ребенка. К счастью, такое искривление встречается гораздо реже, чем приобретенный сколиоз.

Почему так часто возникает сколиотическая осанка среди школьников, до конца не выяснено и по сей день. Основными причинами считаются:

  • Возникновение регулярных нагрузок на организм ребенка (ношение тяжелого ранца, портфеля).
  • Приверженность многих учителей к технике косого письма.
  • Несоответствие ростовых показателей школьной мебели и парт.
  • Длительное время, которое школьники проводят в сидячем положении.
  • Отклонения в питании, которые касаются как регулярности, так и энергетического баланса пищи.
  • Недостаточное поступление минералов и витаминов в молодой растущий организм.

Сами по себе эти факторы уже способны приводить к формированию сколиотической осанки, а нужно еще учитывать неудовлетворительную общую физическую подготовку современных учеников.

Естественно, что позвоночник будет искривляться, если ребенок два раза в день проходит некоторое расстояние с тяжелым портфелем в руках или ранцем за спиной. И когда ему приходится по 4–5 часов в день сидеть за партой, которая или чрезмерно высока, или слишком низкая для него.

В последнее время, вопросу питания тоже стали уделять много внимания. Недостаток минералов (в первую очередь – кальция) на этапе бурного роста детского организма может в дальнейшем сказываться всю жизнь.

Профилактика искривления осанки

Профилактику искривления следует начинать с младенчества. В грудничковом возрасте педиатры советуют такие меры:

  • не носить ребенка все время на одной руке;
  • не сажать и не класть его на мягкие подушки;
  • с 3 месяцев чаще выкладывать на животик;
  • не пытаться преждевременно учить малыша ходить.
    Сколиоз у детей: причины, как лечить в домашних условиях

    Для профилактики осанки не стоит класть ребенка на мягкие подушки

Сколиоз у детей: причины, как лечить в домашних условиях

Когда ребенок немного подрос, нужно:

  • правильно подобрать модель прогулочной коляски (мягкое сиденье, жесткая спинка);
  • при совместной прогулке лучше вести малыша не за руку, а за широкую ленту, пропущенную через подмышки;
  • с раннего детства приучать много двигаться (игры на свежем воздухе, прогулки, плавание);
  • обучать правильному сидению на стуле уже с 2—3 лет;
  • приучить ребенка спать на жесткой постели;
  • побуждать его чаще лежать на животе или принимать позу «по-турецки».

Когда ребенок пошел в школу, важно, чтобы все усилия родителей не оказались перечеркнуты неправильной посадкой за партой, или ношением рюкзака на одном плече. Как сохранить осанку школьника? Об этом уже говорилось выше, в разделе о домашнем лечении. Все перечисленное относится и к профилактическим мерам.

Добавим лишь, что важное значение имеет еще и правильный выбор обуви для ребенка. Она должна быть с толстой подошвой или мягкой стелькой. Наилучший вариант – качественные кроссовки. Ведь достаточно частой причиной искривления детской осанки становится плоскостопие, так как при ходьбе вес тела переносится на позвоночник, перегружая его и нарушая амортизационные функции. Поэтому при имеющейся плоскостопии, следует выбирать специальную ортопедическую обувь.

Предупредить развитие сколиотической осанки все же легче, чем лечить. Для этого нужно соблюдать несколько несложных рекомендаций:

  • Подбирайте для ребенка удобную одежду, которая не будет стеснять его в движениях.
  • Кровать должна быть плоской, умеренно мягкой.
  • Подушка пусть будет низкой.
  • Не стоит ограничивать ребенка в двигательной активности. Особенно в школьном возрасте, когда ему приходится проводить значительное время сидя на уроках.
  • Рабочее место должно быть хорошо освещено.
  • В начальных классах для ношения учебников лучше выбрать ранец.
  • Если используется портфель, расскажите, что носить его нужно попеременно в правой и левой руках.
  • Продолжайте формирование правильной осанки в домашних условиях: несколько раз в день нужно выравниваться перед зеркалом. Пусть ребенок становится у стены, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками и попытается, зафиксировав это положение, сделать хотя бы один шаг.
  • Полезно организовать разгрузочный час в середине дня, когда можно полежать на животе или спине.
  • Научите технике расслабления шеи. Нужно положить руки на затылок, сделать глубокий вдох и задержать дыхание секунд на 7–10. За один подход делается 5–6 вдохов.
  • Приучить к ежедневному самомассажу стоп, кистей и ушных раковин. Достаточно по одной минуте на каждую зону.
  • Обеспечьте ребенку адекватное и сбалансированное питание с достаточным поступлением кальция и витаминов.

Мебель для учебы и домашних занятий должна быть удобной, подходящей по росту и длине рук.

Проверить можно так: усадить ребенка за стол, выпрямить ему спину и прижать ее к спинке стула. Локоть опирается на стол. Если в этом положении безымянный палец касается наружного угла глаза, то мебель подобрана правильно.

Очень важно ограничить ребенка от значительных физических нагрузок, особенно связанных с переносом тяжестей и поворотами под нагрузкой.

И всегда, если появляются подозрения относительно правильности осанки, обращаться за врачебной помощью. Своевременное лечение позвоночника уберегает ребенка от множества проблем со здоровьем во взрослой жизни.

Для предупреждения развития сколиоза рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Матрас, на котором спит ребенок, не должен быть слишком мягким или слишком жестким.
  • Положение, в котором ребенок сидит, должно выглядеть так: прямая спина, стопы, полностью касающиеся пола, слегка отведенный затылок.
  • Не сутулиться! Необходимо следить за осанкой ребенка
  • Рацион должен быть богат кальцием и витаминами
  • Не носить тяжелых вещей, оказывающих неравномерную нагрузку на позвоночник

Самое главное в профилактике и сколиоза, и сколиотической осанки – комплексный подход. Данный подход должен быть основан на конкретных принципах и рекомендациях специалистов.

Основные из них:

  • Правильное питание – разнообразное, полноценное, регулярное.
  • Активный образ жизни: гимнастика по утрам, игры на воздухе, спорт, и проч. И при этом – отсутствие тяжелых и резких нагрузок на позвоночник.
  • Грамотный режим сна, питания и пр.
  • Регулярные осмотры у врача.
  • Ношение правильной обуви. Использование ортопедических стелек, снимающих нагрузку с позвоночника.
  • Правильное освещение в комнате, особенно на письменном столе.
  • Соответствие высота стола росту ребенка.
  • Выбор правильного стула. Он должен иметь валик на уровне поясницы, высоту, равную высоте голени ребенка, повторять изгибы тела. Рекомендуется выбирать ортопедические стулья и кресла, а также использовать подставки для ног в случае, когда детские ножки пола не касаются.
  • Контроль положения тела ребенка при занятиях за столом. Спина должна опираться на спинку кресла/стула.
  • Выбор твердого и ровного матраса, желательно — ортопедического
  • Проведение профилактической физкультуры, включающей комплекс упражнений, препятствующих развитию неправильной осанки.

Запрещено:

  1. Носить ранец на одной плече.
  2. Носить неподходящую по размеру обувь.
  3. Поднимать вес, превышающий тот, что определен максимальным по нормам. Разрешенный вес – не более 10% от массы тела ребенка.
  4. Сидеть, подогнув под себя ноги.

Методов формирования правильной осанки – множество. Важно не пропустить развитие патологии и предупредить ее путем строгого соблюдения вышеописанных правил.

Любое видимое отклонение от нормы – повод для обращения к специалисту и возможность решить проблему быстро и без последствий для здоровья.

Постановка диагноза

Большой разброс показателей распространенности (40–94%) получается из-за того, что до сих пор нет четкого определения понятий норма-патология. Некоторые исследователи считают физиологическим показателем наклон 10–20°, другие принимают за патологию искривления больше 10°.

Сейчас медики больше склоняются к тому, что для определения типа и выраженности сколиотической осанки у ребенка должен браться комплексный показатель, который включает в себя такие параметры:

  1. Условная перпендикулярная поверхности земли линия, проведенная через остистый отросток 7 шейного позвонка. Характеризует отклонение туловища от вертикальной оси.
  2. Парные прямые, проведенные сверху вниз через акромиальные (ближние к плечу) концы ключиц и выступы на крыльях подвздошных костей. Позволяют судить о положении туловища и таза по горизонтали.
  3. Треугольники, образующиеся между талией и опущенными вниз руками.

Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза Возрастные особенности формирования правильной осанки.

Для того чтобы оценить эти геометрические пропорции, используется визуальный осмотр, пальпация, рентгенологическая цифровая техника и соответствующее программное обеспечение. Большое значение имеет и квалификация врача.

Поставить диагноз при нарушении осанки может только врач. В данном случае — детский ортопед. Но родители сами могут определить, существуют ли у их малыша проблемы с осанкой. А при выявлении нарушений своевременно обратиться к врачу и начать лечение.

Как же самостоятельно проверить осанку ребенка? Для этого его необходимо раздеть до трусиков. Пусть он встанет в привычную для него позу, одинаково опираясь на обе ноги, пятки вместе, носки врозь, полностью выпрямив ноги, руки свободно опустив вдоль туловища.

Необходимо осмотреть ребенка спереди, обращая внимание на постановку головы. Она должна быть расположена прямо и строго посередине, не наклоняясь ни в одну из сторон. Далее осматриваются плечи — они должны быть симметричными и располагаться на одном уровне по горизонтали. После этого оценивается грудная клетка.

Обе ее половины также должны быть симметричными, без выпячиваний или впадин. Затем исследуется живот. Он не должен быть слишком выпячен, обе его половины обязаны быть симметричными. Вслед за этим оценивается область талии. Она должна быть симметричной, с одинаковыми изгибами с обеих сторон. Также следует обратить внимание на постановку ног: выпрямлены ли они полностью.

Правильная осанка у ребенка - как сохранить здоровую спину

♦ голова наклонена в какую-либо сторону;

♦ одно плечо располагается выше другого;

♦ грудная клетка несимметрична, перекошена в какую-либо из сторон, имеет западения или выпячивания;

♦ живот слишком сильно выступает вперед, особенно если это наблюдается у ребенка в старшем возрасте;

♦ в области талии изгиб с одной стороны больше, чем с другой;

♦ ноги несколько согнуты в коленях;

♦ стопы стоят несимметрично.

Далее необходимо осмотреть ребенка сбоку. Осанка оценивается сверху вниз. Обращаем внимание на постановку головы. Она должна располагаться прямо, не наклоняясь вперед. Плечи располагаются посередине, не слишком выступая вперед. Затем оценивается линия спины и поясницы, которая должна быть не совсем прямой, но и не слишком сильно изогнутой.

♦ голова опущена вперед;

♦ плечи направлены вперед, из-за чего руки располагаются впереди туловища;

♦ слишком большая дуга изгиба в области спины выпуклостью назад либо спина совершенно прямая и изгиба не прослеживается вовсе;

Предлагаем ознакомиться:  Сколиоз позвоночника: причины, классификация, диагностика и лечение

♦ грудная клетка выглядит запавшей;

♦ слишком выражен поясничный изгиб;

Сколиоз у детей: причины, как лечить в домашних условиях

♦ живот кажется увеличенным из-за выпячивания его вперед;

♦ ноги несколько согнуты в коленных суставах.

Затем ребенок осматривается со стороны спины. Вновь оцениваются уровень плеч и их симметричность. Следует обратить внимание на линию позвоночника. Она должна быть прямой без отклонений в ту или другую сторону. Обе половины спины должны быть симметричными, без выпячиваний. При осмотре области лопаток нужно оценить, выступают они или плотно прилегают к спине, симметрично ли расположены, размещены ли на одном уровне их нижние углы.

♦ одно плечо расположено выше другого;

♦ позвоночник не является прямой линией, а отклоняется от нее в правую или левую сторону;

♦ половины спины не одинаковы, то есть имеются несимметричные выпячивания или западения;

♦ лопатки отстают от спины, их нижние углы расположены один выше другого;

Сколиоз у детей: причины, как лечить в домашних условиях

♦ область талии несимметрична, один бок выступает больше, а второй сглажен;

♦ ягодицы расположены несимметрично, складки под ними разные;

♦ стопы стоят несимметрично;

♦ при наклоне вперед туловище отклонено в сторону от срединной линии, лопатки расположены на разных уровнях.

Подобные осмотры необходимо производить не реже чем раз в полгода. А в периоды бурного роста ребенка — чаще. Если при осмотре выявляются какие-то из признаков нарушения осанки, необходимо сразу же проконсультироваться с педиатром. Если ваши опасения подтвердятся, ребенка направят на консультацию к ортопеду. А он, в свою очередь, может назначить рентгенографическое исследование позвоночника для определения степени искривления и подтверждения диагноза.

Степеней искривления позвоночника может быть несколько. При легкой степени выявляются внешние признаки нарушения осанки. При разгрузке позвоночника искривление практически полностью исчезает и он приобретает форму, близкую к нормальной. При умеренной степени искривления внешние признаки нарушения осанки выражены сильнее, становится явным косметический дефект, а при разгрузке позвоночник не возвращается в нормальное состояние.

Лечение сколиоза у детей

К оперативному методу лечения прибегают при особенно тяжелых дефектах осанки, когда исчерпаны все возможности консервативного лечения. До 20 % страдающих сколиотической болезнью подвергаются хирургическому вмешательству.

♦ отсутствие положительного эффекта от комплекса консервативных методов лечения;

♦ прогрессирование искривления позвоночника до выраженных степеней;

♦ дефекты позвоночника, сопровождающиеся выраженным болевым синдромом, неврологическими расстройствами, нарушением функций органов и систем;

♦ выраженный косметический дефект.

Целью хирургического лечения в данном случае является стойкое, максимально возможное восстановление формы и опорной функции позвоночника. Фиксация позвоночника в ходе операции направлена на предотвращение дальнейшего прогрессирования искривления и ухудшения состояния. Оперативным путем позвоночник ребенка выпрямляется настолько, насколько это возможно, при помощи металлических конструкций.

Зафиксированные этими конструкциями в единый блок отделы позвоночника становятся обездвиженными. Стабильность таких блоков является важным условием прекращения прогрессирования деформации. Кроме того, они служат опорой для позвонков, позвоночника, а значит, и для всего тела. Такие блоки во время операции стараются делать максимально короткими для того, чтобы оставшиеся свободными сегменты позвоночника позволили сохранить двигательную активность.

Операция может происходить в несколько этапов: вначале выполняется вытяжение, а затем фиксация позвоночника. Вытяжение позвоночника в подготовительном к операции периоде производится в лежачем положении на щите с боковыми тягами. Боковые тяги воздействуют на противоположную боковой дуге искривления позвоночника сторону.

Доступ к позвоночнику при оперативном лечении может осуществляться двумя путями. Первый — со стороны спины. Разрез делается по срединной линии туловища. Металлические стержни крепятся к позвонкам, растягивают межпозвоночные пространства и жестко фиксируют их в таком положении. Кроме того, в ходе операции корректируется реберный горб для улучшения косметического эффекта.

После операции подвижность позвоночника резко ограничивается из-за неподвижности зафиксированных позвонков. Это является недостатком операции. Второй путь доступа к позвоночнику — через грудную клетку и брюшную полость. Разрез делается вдоль ребер сбоку. В местах коррекции удаляются межпозвоночные диски, а на их место вводится подготовленный костный материал.

Позвонки при помощи шурупов прикрепляются к металлическим стержням, расположенным по бокам позвоночного столба. После такой операции позвоночник более подвижен и косметический эффект лучше. Но доступ через грудную клетку и брюшную полость довольно опасен, что является недостатком операции. В ходе любого хирургического вмешательства возможно развитие осложнений — разрушение патологически измененных позвонков, повреждение спинного мозга, кровеносных сосудов, нервов, соседних органов.

После выполнения операции накладывается гипсовый корсет с головодержателем. При использовании для фиксации современных металлоконструкций возможно использование съемных металлических корсетов, которые носят только в вертикальном положении. В корсете необходимо находиться в течение продолжительного времени — от полугода до года.

После снятия гипсового корсета и заживления послеоперационных швов проводятся реабилитационные мероприятия. Они направлены на восстановление движения в суставах, укрепление собственного мышечного корсета, восстановление мышечного баланса, нарушенного вследствие длительного пребывания в вынужденном положении.

Даже после окончания реабилитационного периода в дальнейшем нельзя будет заниматься длительным монотонным трудом в вынужденной позе, поднимать значительные тяжести, выполнять резкие движения, набирать избыточную массу тела, подвергаться переохлаждениям. Категорически запрещены прыжки с высоты, ныряние, вис на турнике. Это запреты на всю оставшуюся жизнь.

Фиксирующие металлоконструкции удаляются только при наличии послеоперационных осложнений: нагноения в области конструкции, перелома или другого повреждения фиксирующего инструмента, постоянных болей или других неприятных ощущений. Удаляют их не ранее чем через 2 года после операции, когда закончится формирование костного блока. Такая операция довольно трудна и часто травматична.

Не следует забывать, что ни одна операция не сможет полностью устранить деформацию позвоночника. Она может уменьшить степень искривления, остановить прогрессирование процесса и сгладить косметический дефект. И даже при оперативном лечении необходимо выполнять лечебную гимнастику, делать массаж, соблюдать ортопедический режим и т. д.

Скелет ребенка подобен пластилину: он подвержен деформации, с другой стороны легко поддается коррекции. В детском возрасте исправить искривление значительно легче. Когда к двадцати годам скелет окрепнет, исправить сколиоз можно будет только хирургическим путем. Чем раньше ребенок примет комплексное лечение, тем больше у него шансов на полное выздоровление.

Виды нарушения осанки у детей

Основными методами лечения сколиоза сегодня являются:

  • массаж
  • лечебная гимнастика
  • физиотерапия
  • ношение корсета
  • хирургическое вмешательство

Лечение должно быть комплексным, то есть сочетать в себе несколько способов

Наиболее доступным и эффективным методом лечения сколиоза первой и второй степени является лечебная гимнастика. Лечебная гимнастика при сколиозе у детей направлена на укрепление мышц спины. Сильные мышцы способны поддерживать позвоночник в правильном положении. Чаще всего комплексное лечение сочетает при детском сколиозе гимнастику и массаж.

Как исправить осанку у ребенка в домашних условиях? Специалисты предлагают следующие рекомендации, уместные также и в качестве профилактики.

Следует правильно организовать рабочее место, чтобы ребенок сидел ровно, его ноги стояли на полу под углом в 90 градусов, а спина была прижата к спинке стула. Расстояние от глаз до стола должно составлять 35-40 см. Монитор компьютера – немного ниже уровня глаз, клавиатура – примерно 70 см от пола. Лучше использовать обычный стул, а не кресло на колесиках. Естественно, параллельно с ростом ребенка высота мебели должна корректироваться.

Сколиоз у детей: причины, как лечить в домашних условиях

Ортопедический матрас для сна

Для сна следует выбрать жесткий (лучше ортопедический) матрас и невысокую подушку.

Школьный рюкзак нужно выбирать с жесткой спинкой, на два плеча, весом примерно 20% от веса ребенка.

Необходимо внести в режим дня прогулки и занятия спортом. Самым лучшим видом спорта будет плавание 2—3 раза в неделю по 45 минут. Оптимально начать заниматься в 5—6 лет, но можно и позже. Полезнее будет, если ребенок научится плавать разными стилями.

Комплексы гимнастических упражнений для мышц спины также являются эффективным средством для исправления осанки. Рекомендации по их выполнению можно получить у врача ЛФК. Лечебная гимнастика помогает укрепить мышцы, и остановить смещение позвоночника. Курс должен быть регулярным (не менее 3-х раз в неделю) и довольно длительным.

Два раза в год полезно проходить курс общего массажа по 7-10 сеансов.Также важно организовать режим дня и сбалансированное питание. Лечение искривления требует систематического подхода, дисциплины от ребенка и постоянного контроля от родителей.

Сколиоз первой и второй стадии  успешно поддается лечению в домашних условиях, как у детей дошкольного возраста, так и у подростков. Основные задачи лечебных мероприятий:

  1. Снижение отрицательной нагрузки на позвоночный столб.
  2. Выравнивание оси позвоночника.
  3. Укрепление всех групп мышц, в особенности мышечного каркаса спины.
  4. Восстановление нормального функционирования связок спины.
  5. Коррекция неправильной осанки.

Чтобы остановить прогрессирование заболевания, назначается массаж спины, специальная гимнастика при сколиозе у детей, плаванье, ношение поддерживающего корсета. Комплекс упражнений, которые включаются в ЛФК и гимнастику, разрабатывается только специалистом и строго по показаниям. Очень важно, чтобы ребенок следил за своей осанкой.

Клинические проявления

До определенной степени искривления позвоночника их нет. На каком этапе появятся симптомы – сугубо индивидуальный показатель. В принципе, от 10 до 20° могут протекать бессимптомно.

Главная проблема в том, что сколиотическая осанка способна трансформироваться в настоящий сколиоз.

На пути к этому ребенка начнут беспокоить:

  • Боли в верхней части спины. Могут носить односторонний характер. Появляются после некоторого времени, проведенного в одном положении, и являются следствием перенапряжения отдельных групп мышц.
  • Дискомфорт при выполнении письменных работ.
  • Быстрая утомляемость.
  • Головокружения и головные боли.
  • Кашель, возникающий из-за смещения верхних дыхательных путей.
  • Боли в ногах. Причина – неравномерная нагрузка при существенных перекосах спины.
  • Расстройства пищеварения и аппетита, изжога.

Это то, что может заметить сам пациент. Но внимательные родители должны обратить внимание на такие симптомы раньше. Тогда есть все шансы вернуть здоровую осанку и сохранить здоровье своему ребенку.

Лечебная гимнастика при сколиозе

Для исправления осанки требуется выполнять упражнения ЛФК каждый день без пропусков. Одно занятие длится 45 минут. Упражнения можно выполнять в домашних условиях или под присмотром детского тренера по ЛФК.

Упражнения для удобства разбиты на несколько групп в зависимости от положения, в котором они выполняются:

  1. В положении «стоя».
  2. В положении «лежа на спине или животе».
  3. На четвереньках.

Количество повторов на каждое упражнение варьируется от 10 до 15. Важно при возникновении болей в спине у ребенка уменьшить число подходов.

Первая группа включает в себя следующие виды упражнений:

  1. Походите на месте с ровной осанкой, высоко приподнимая ноги.
  2. Поднимите руки над головой и тянитесь за ними как можно выше, затем плавно опустите. Можно использовать гимнастическую палку или мяч.
  3. Попеременная ходьба на носочках и пятках.
  4. Ходьба «по-медвежьи» (на наружной стороне стоп).

Упражнения при сколиозе у детей для выполнения на спине:

  1. Дотроньтесь левым локтем правого колена и наоборот.
  2. Левое колено подтяните к груди, обнимите его обеими руками и задержитесь в таком положении на 5 секунд. Отпустите и повторите с другой ногой.
  3. Руки вдоль тела ладонями вниз, приподнимите ноги на 30 градусов от пола, досчитайте до 5 и опустите.
  4. Согните ноги в коленях, прижмите их к грудной клетке, за коленями сделайте хлопок и опустите ноги обратно.
  5. Приподнимите ноги немного от пола и со всех сил тянитесь к носочкам руками.

Тело должно выгнуться дугой. Задержитесь в таком положении от 20 до 30 секунд.

Упражнения ЛФК-комплекса при сколиозе у детей в положении «лежа на животе»:

  1. Сделайте лодочку: руки и ноги оторвите от пола, покачивайтесь сначала вперед-назад, затем влево-вправо.
  2. Сцепите руки в замок над головой. Приподнимите верхнюю часть туловища и удерживайте в таком состоянии 5 секунд.
  3. Не приподнимая тела, упритесь ладонями в пол. Приподнимайте по очереди каждую ногу как можно выше и удерживайте ее до 5 секунд.

Упражнения последней группы – стоя на четвереньках:

  1. Вытяните правую руку — вперед, а левую ногу – назад. Удерживайте равновесие в течение 5 секунд, затем поменяйте стороны.
  2. Прогните спину вниз, а голову поднимите как можно выше, зафиксируйте положение на 10-15 секунд. Затем выгнитесь дугой вверх, а голову опустите максимально низко.
  3. Попытайтесь левым коленом дотронуться до лба, затем поменяйте ногу.

После всего курса упражнений ребенку нужен отдых – как минимум 30 минут. Если выучить порядок упражнений, делать их осознанно и последовательно, гимнастика даже дома при сколиозе у детей обязательно даст положительные результаты.

Более сознательные и ответственные подростки могут заниматься коррекцией в домашних условиях самостоятельно.

Предлагаем ознакомиться:  МРТ коленного сустава как делается и что показывает

Если ваш ребенок посещает занятия по физической культуре в детском саду или в школе, важно предупредить преподавателей о диагнозе вашего ребенка. При сколиозе противопоказаны сильные перегибы тела в стороны, круговые движения, акробатические элементы, подтягивания, тяжелая атлетика, а также те виды спорта, где нагрузка распределяется только на одну сторону корпуса (фехтование, теннис).

Как было сказано выше, гимнастика при искривлении позвоночника у детей включает комплекс упражнений, основная нагрузка которых ложится на мышцы спины. Однако помимо спинных мышц, в работе также задействованы мышцы брюшного пресса, ног и рук.Все упражнения, выполняемые в рамках программы, делятся на 4 блока:

  1. Разминка
  2. Блок упражнений лёжа на спине
  3. Блок упражнений лёжа на животе
  4. Блок упражнений стоя

Любая тренировка должна начинаться с разминки. Перед выполнением упражнений необходимо разогреть мышцы, подготовить их к физическим нагрузкам. В разминке должны быть задействованы основные группы мышц.

Начало гимнастики

Начинать разминку надо с фиксации осанки. Проследите, чтобы ребенок прислонился спиной к стене и выпрямил позвоночник. Ягодицы, лопатки и пятки должны касаться стены. Затем нужно отойти на несколько шагов, сохраняя осанку. Выполняются упражнения на шею (головой: вперед, назад, влево, вправо), плечи (круговые движения, ладони на плечах), затем попеременные подымания рук и приседание. Каждое упражнение выполнять 8-10 раз.

Вытягивание позвоночника. Руки вдоль туловища, затылок касается пола. Пятками тянуться вперед, головой — назад. Дышать строго через нос, делать 5 повторений, сохраняя позвоночник вытянутым в течение 15-20 секунд.

Ножницы. Из того же положения, приподняв ноги наверх, попеременно скрещивать их в горизонтальном положении, имитируя работу ножниц. Ноги необходимо держать максимально близко к полу, но не касаться его. Упражнение задействует мышцы ног, а также брюшного пресса. Выполнять 5 повторений по 10-15 секунд каждое.

Велосипед. Не меняя положения, делаются характерные движения. Опускать ноги нужно как можно ниже. Делать 5 подходов по 10-15 секунд.

Вытягивание позвоночника делается аналогично упражнению на спине. Количество подходов (5) и время выполнения (15-20 секунд) упражнения остаются неизменными.

Ножницы. Лежа на животе, ребенок делает горизонтальные и вертикальные махи ногами по тому же принципу. Бедра нужно отрывать от пола, ноги держать как можно ближе к нему. Делаются 5 повторений по 10-15 секунд каждое.

Лодочка. При этом упражнении руки вытягиваются вперед, ноги тянутся назад. Затем, руки и ноги поднять до уровня головы и зафиксировать положение. В этом положении раскачиваться вперед-назад в течение 15 секунд, количество повторений — 5. Упражнение максимально задействует все группы спинных мышц.

Степени искривления спины при сколиозе

Гимнастика начинается с потягивания вверх. Ребенок сцепляет руки в замок и встаёт на носки, максимально растягивая позвоночник. Делать 5 раз в течение 15-20 секунд.

Наклоны вбок. Нужно завести правую руку за спину, приложив ее к пояснице. Принцип упражнения такой: левую руку поднять наверх, корпус наклонить вправо, вернуться в исходное положение. Выполнять 4 повторения, после чего сменить руку и наклоняться в другую сторону. Количество повторений при этом не изменяется.

В перерывах между упражнениями (не более минуты) обязательно делать несколько глотков прохладной воды. После завершения комплекса упражнений рекомендуется неподвижно повисеть на перекладине, вытягиваясь в струну. При отсутствии перекладины завершить комплекс можно разминкой, аналогичной той, с которой началась тренировка. Как правило, при сколиозе у детей гимнастика даёт результаты в течение 3-5 месяцев.

Выбор детской мебели — дело ответственное. Ведь она должна не только быть красивой и хорошо вписываться в интерьер, но и приносить пользу ребенку, способствуя его правильному развитию. Рассмотрим основные требования к детской мебели.

♦ Соответствие возрасту и росту ребенка. В данном случае неподходящей может оказаться как слишком «большая», так и слишком «маленькая» мебель, особенно для формирования правильной осанки.

♦ Устойчивость. Чем меньше ребенок, тем более он неуклюж. А во время игры дети часто ничего не замечают вокруг. Поэтому вся мебель в доме, и особенно в детской комнате, должна быть устойчивой и не падать, если малыш ее случайно заденет, толкнет или обопрется на нее.

♦ Безопасность. Не должно быть острых углов, выступающих деталей, стеклянных и зеркальных вставок, разнообразной металлической фурнитуры, чтобы ребенок случайно не поранился.

♦ Прочность. Устойчивость к ударам и царапинам обеспечит ей относительную долговечность в детской комнате.

♦ Экологичность. Она должна быть выполнена из материалов, допустимых к применению для использования детьми.

Реберный горб

♦ Комфортность для ребенка. Если ему будет удобно на ней сидеть или лежать, то и не нужно будет объяснять, почему он должен сидеть именно здесь, а лежать только там.

♦ Эргономичность. Поскольку дети все время находятся в движении, то лишние объемы и детали в мебели будут только мешать. А постоянно растущий организм требует изменений и со стороны мебели. Поэтому будет удобно, если есть возможность изменять высоту стула, расстояние до спинки, угол ее наклона, а также высоту стола или парты.

♦ Легкость. Ребенку может потребоваться самостоятельно переставить стул, подвинуть стол или тумбочку.

♦ Красота. Мебель, предназначенная для детей, должна быть яркой и привлекательной внешне. Когда малышу нравится его мебель, легче научить его содержать ее, а значит, и свою комнату в порядке.

♦ Гигиеничность. Немаловажна легкость содержания мебели в чистоте. Мягкие детали должны легко сниматься и стираться, твердые — подвергаться влажной уборке, сохраняя при этом цвет, фактуру и форму.

Еще только ожидая появления младенца, нужно правильно подобрать для него мебель и предметы ухода. Очень ответственно следует подойти к выбору кроватки. Она должна стоять устойчиво, не шатаясь и не перекашиваясь в ту или иную сторону. Поверхность дна детской кроватки должна быть ровной, оно не должно прогибаться при надавливании рукой, а значит, и под тяжестью тела малыша.

Важным является выбор матраца для кроватки. Он должен соответствовать возрасту и весу малыша, быть из материалов, допустимых к использованию для грудных детей. Укладывать матрац на дно кроватки следует так, чтобы не было зазоров между ним и боковыми стенками кроватки и чтобы он не прогибался.

Нужно знать, что грудных детей укладывают спать без подушки. Она никоим образом не способствует правильному развитию позвоночника.

Кроме того, уткнувшись во сне лицом в подушку, малыш может просто задохнуться. Поэтому ни в коем случае не кладите в кроватку малыша подушку для сна и никогда не оставляйте его одного спящим на подушке.

Так же ответственно нужно подходить и к выбору коляски, в которой малыш будет спать на свежем воздухе. Она должна быть с ровным жестким дном, устойчива в покое и при движении, сделана из подходящих для грудного ребенка материалов. На ее дно нужно положить небольшой матрасик. Он должен точно соответствовать размеру дна коляски, не загибаться и не оставлять зазоров по краям. При движении коляски он не должен скользить и съезжать в стороны. Недопустимо использовать в колясках подушки.

Мероприятия, исправляющие осанку

Пластичность детского организма просто поразительна. Поэтому восстановить нормальное состояние позвоночника можно и нужно. Правда, в некоторых случаях возможны сложности, связанные не с заболеванием, а с поведением ребенка. Некоторых очень сложно заставить лечиться.

Пути коррекции осанки имеют два стратегически важных направления: профилактика и лечение. Причем первый путь гораздо выгоднее: у него богаче запас мероприятий, и он требует меньше усилий со стороны пациента. Лечение же сколиотической осанки – задача непростая, но тоже решаема.

В обоих случаях находят свое применение массаж и корригирующая гимнастика (или физкультура).

Лечебная гимнастика

Уже долгое время этот метод считается основным способом восстановления осанки и вполне заслуженно. На текущее время разработано много методик и комплексов упражнений для детей. Вот перечень основных эффектов, которые позволяет достичь лечебная физкультура:

  1. Остановка прогрессирования патологии.
  2. Стабилизация позвоночного столба путем создания прочного мышечного корсета.
  3. Формирование навыка правильной физиологической осанки.
  4. Устранение дуги искривления.
  5. Улучшение функции внешнего дыхания.
  6. Общий укрепляющий эффект на организм.

Правильное и неправильное положение за столом

Грамотно разработанные комплексы адаптируются к возрастным особенностям организма ребенка. Рекомендуется такое разделение на группы: 1–4 классы, 5–7 и с 8 по 10 класс.

Для укрепления мышечного корсета в комплекс включаются такие упражнения:

  1. Разгибание рук из упора лежа или стоя на коленях. В качестве опоры можно использовать кисти, предплечья.
  2. Поднимание таза, стоя на коленях.
  3. Разгибание туловища назад в положении лежа на животе.

Каждое упражнение можно модифицировать (утяжелять или облегчать). Отлично, если занятия превращаются в игру.

Чтобы улучшить состояние мышц живота, широко используется положение на спине:

  1. «Велосипед».
  2. Поднимание выпрямленных (сложно) или согнутых ног (легче).
  3. Многократный переход в положение сидя и назад.

Хороший эффект для развития связочного аппарата дают круговые движения руками в положении стоя, сгибания рук к затылку и обратно. Нельзя забывать о развитии равновесия и координации движений, общеукрепляющих упражнениях.

В идеале, комплекс должен формироваться под каждого ребенка в отдельности. Учитывается его физическое развитие, степень патологии. Некоторым можно рекомендовать выполнение комплекса с дополнительным утяжелением. Или, наоборот, часты ситуации, когда упражнения для детей требуют уменьшения обычной нагрузки.

Длительность занятия не должна превышать 30–45 минут. Кратность занятий в неделю подбирает инструктор.

Чтобы улучшить навык правильной осанки, тренировку лучше проводить перед зеркалом. Хорошо, если удается ввести среди занимающихся детей взаимный контроль за осанкой.

Лечебный массаж

Массаж является неотъемлемой частью коррекции осанки. Для достижения большего эффекта, его нужно совмещать с занятиями лечебной гимнастикой.

Лечебный массаж включает в себя четыре основных приема:

  • Поглаживание.
  • Растирание.
  • Вибрация.
  • Разминание.

Совмещая и комбинируя эти техники, массажист помогает сбалансировать эластичность связок, привести в порядок тонус мышц. Эффектом будет то, что сколиотическая осанка теряет свою основу: неравномерное напряжение мускулатуры и относительную слабость связочного аппарата.

Так, на стороне вогнутости, где отмечается гипертонус мышц, показаны расслабляющие или растягивающие приемы. Со стороны выгнутости, где тонус мускулатуры снижен, используются тонизирующие приемы.

Причем нельзя ограничиваться только поверхностью спины. Как показывает практика, сеансы массажа нужно проводить не менее трех раз в неделю.

Упражнения с книгой при кифозе

Сейчас большую популярность приобретают массажные техники, пришедшие с Востока. Например – тайский массаж, китайские или японские приемы. Насколько это эффективно, пока судить сложно.

Правильная осанка у детей дошкольного возраста прививается с рождения. Деформацию позвоночника у грудничка предотвращают путем соблюдения нескольких правил.

  1. Нельзя класть младенца на мягкий матрац и присаживать на подушки.
  2. Не стоит пытаться учить ребенка ходить, если он не умеет стоять на ногах.
  3. При прогулке рекомендуется использовать широкую ленту, которую пропускают через подмышки.
  4. С 2 лет нужно начинать учить ребенка правильно сидеть за столом и спать на жестком матраце.

Проверить осанку ребенка можно у ортопеда. Дети, имеющие кифоз, сколиоз или излишний лордоз, должны стоять на диспансерном учете. Врач назначает наиболее эффективные способы коррекции. При деформации позвоночника тяжелой степени требуется длительное стационарное лечение, включающее хирургическое вмешательство, вытяжение позвоночника, массаж и ЛФК. Медленно развивающиеся сколиозы устраняются в домашних условиях до завершения процесса формирования скелета.

При кифозе грудного отдела дети должны регулярно выполнять специальные упражнения. Перед началом занятия необходимо научиться держать нормальную осанку. Ребенка ставят рядом со стеной, на голову кладут книгу, которую нужно удерживать как можно дольше. Данная тренировка способствует привыканию к правильной позе.

Если сколиотическая осанка уже перешла в сколиоз, лечение назначается с учетом степени деформации позвоночного столба. Оно бывает консервативным, реаблитационно-ортопедическим или оперативным. Как правило, каждый случай рассматривается индивидуально. При 1 степени сколиоза лечение практически не отличается от рекомендованного при обычных нарушениях осанки.

Если степень деформации превысила 20 градусов, может идти речь о применении мануальной терапии и назначении ортопедического корсета из пластика. Он изготавливается специально по размеру и носится постоянно. Если консервативное лечение не принесло результатов, а степень деформации более уже более 40 градусов, требуется хирургическое вмешательство. Оно проводится в случаях, если:

  • искривление мешает нормальной работе сердца и легких;
  • защемлены корешки нервов, что вызывает постоянные болевые ощущения;
  • сколиоз стремительно прогрессирует.
Предлагаем ознакомиться:  Что такое дисплазия тазобедренного сустава у ребенка как лечить

Во время операции позвоночнику придается правильное положение и фиксируется специальной конструкцией. Поскольку детский позвоночник растет, конструкция делается гибкой, способной раздвигаться по мере роста. Перед хирургическим вмешательством обязательно делается вытяжка позвоночника. Такие операции относятся к разряду достаточно сложных, и после них ребенок нуждается в длительной реабилитации. Самый целесообразный возраст для проведения хирургического вмешательства – 10—14 лет.

Подход к коррекции неправильной осанки должен быть комплексным. Невозможно добиться положительного результата, только занимаясь гимнастикой или организовав правильное питание. Весь образ жизни ребенка должен быть направлен на создание условий для формирования правильной осанки. Поэтому объем корригирующих мероприятий должен быть следующим.

♦ не носить ребенка только на одной руке;

♦ не держать ребенка во время прогулки за одну руку;

♦ не разрешать носить портфель и сумку в одной руке (лучше ранец или рюкзак, особенно в начальных классах школы);

♦ следить за тем, чтобы ребенок занимал правильное положение сидя, стоя, лежа, при поднятии тяжестей.

♦ полноценное, сбалансированное и богатое витаминами и микроэлементами питание;

♦ соблюдение режима дня. Дети нуждаются в четкой организации своего времени, ведь нервные процессы у них еще не отлажены и они довольно быстро утомляются. Наряду с питанием, физической активностью, обучением и играми не следует забывать и о сне. Чем младше ребенок, тем больше он должен спать. Длительность сна у детей ясельного возраста (до 3 лет) составляет 17 часов в сутки, в дошкольном возрасте (3–7 лет) — 12 часов, в младшем школьном возрасте (7-10 лет) — 11 часов.

Нужно помнить и о режиме сна. Время отхода ко сну и время пробуждения должно быть примерно одним и тем же. Тогда засыпать и пробуждаться по утрам ребенок станет легче, сон будет спокойным, глубоким и обеспечивающим полноценный отдых. Дети, которые не хотят спать днем, должны хотя бы спокойно полежать 1–1,5 часа;

• регулярное пребывание на свежем воздухе. Он должен много гулять. Оптимальным местом для этого является детская площадка, где дети могут активно двигаться;

• подвижные игры;

Выбор правильного ранца

• утренняя гигиеническая гимнастика;

• регулярные оздоровительные тренировки — ходьба, бег, плавание и т. д.;

• активный отдых — туризм, велопрогулки;

• соблюдение ежедневного двигательного минимума.

♦ рациональная мебель;

♦ рациональные одежда и обувь;

Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза Дошкольник.

♦ привычные позы. Зачастую родители требуют от малыша напряженной позы, считая это хорошей осанкой. Однако чрезмерное напряжение мышц делает осанку неестественной и, самое главное, утомительной. Мышечная система ребенка должна быть подготовлена к статическим позам. И подготовку эту необходимо проводить постепенно, последовательно переходя от простого к сложному.

Особенно важно научить малыша находиться в правильной позе при чтении и письме. Ведь когда он пойдет в школу вам будет невозможно проконтролировать, верно ли он сидит на уроках. Не случайно в большинстве случаев нарушения осанки возникают именно в школьные годы.

Почему у ребенка неправильная осанка — все причины

Осанка и фигура формируется, обычно, в самом юном возрасте и в период наиболее активного роста детского организма. Окончание формирования осанки приходится на 15-18 лет.

  1. Ноги одной длины.
  2. Втянутый живот.
  3. Расположение головы, туловища и бедер по одной линии.
  4. Расположение на одном уровне ключиц.
  5. Симметричное расположение плеч и лопаток при рассмотрении их сзади.

При правильной осанке в процессе ходьбы, бега и в положении «стоя» нагрузка на позвоночник распределяется равномерно.

Нарушение равновесия происходит при искривлении или прогибе позвоночной дуги и большой нагрузке на определенный позвоночный отдел.

Профилактика дефектов формирования осанки способствует не только сохранению внешней красоты и непосредственно здоровья ребенка, но и поддержанию нормальной работы внутренних систем и органов детского организма.

Основная причина – в рисках, которые таит в себе безответственное отношение к данной проблеме. Ведь нарушение формирования осанки грозит…

  • Искривлением позвоночного столба и развитием сколиоза, остеохондроза, лордоза и пр.
  • Нарушением скорости метаболизма.
  • Снижением общей работоспособности.
  • Развитием хронической усталости, головных болей.
  • Появлением проблем с ЖКТ.
  • Ухудшением работы кровеносной, нервной и дыхательной систем.
  • Появлением проблем с психикой.
  • И пр.

Как правило, в основе данной патологии, прежде всего, лежит длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.

Кроме того, стоит отметить располагающие к неправильной осанке факторы:

  • Несоответствие мебели росту и размерам ребенка.
  • Астения.
  • Минимум физической активности.
  • Ношение ранца в одной руке или на одном плече.
  • Ожирение
  • Дефицит витаминов и питания в целом.
  • Ранние попытки посадить малыша — и/или его ношение на одной и той же руке.
  1. Укорочение ноги по причине инфекции, поражения костей, родовой травмы, переломов, врожденного дефекта и пр.
  2. Родовая травма позвоночника, конечностей или спины, а также травмы в области шеи либо черепа.
  3. Перенесенные инфекционные заболевания, различные патологии аутоиммунного характера и прочие расстройства и патологии, которые могут приводить к слабости мышц и к астении.
  4. Нарушенный мышечный тонус и недоразвитость мышечного каркаса.
  5. Наличие рубцовых деформаций, не позволяющих на 100% распрямить спину. Например, рубцы от ожогов, шрамов послеоперационных и пр.

Осанка в детском возрасте очень неустойчива в силу особенностей растущего организма. Поэтому довольно часто развиваются ее нарушения. Дефекты осанки у детей опасны еще и тем, что при них происходит расстройство функционирования многих органов и систем, которое может привести даже к заболеваниям. Патологическим изменениям осанки больше подвержены быстро растущие и не занимающиеся физическими упражнениями дети. По данным педиатров, до 40 % школьников старших классов страдают довольно выраженными нарушениями осанки, требующими лечения.

Особенностью осанки новорожденного является то, что его позвоночник практически прямой и не имеет физиологических изгибов. Есть только крестцово-копчиковый изгиб выпуклостью назад (кифоз), сформировавшийся еще на этапе внутриутробного развития. Поэтому у новорожденного ребенка осанки как таковой нет.

На протяжении первого года жизни происходит формирование всех остальных изгибов позвоночника, которые должны быть у человека. Шейный изгиб выпуклостью вперед (лордоз) появляется примерно к трем месяцам жизни, когда малыш научится самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении и приподнимать ее, лежа на животе.

Дошкольник

У ребенка дошкольного возраста продолжается формирование физиологических изгибов позвоночного столба, а значит, и осанки. Постепенно уменьшается, но полностью не исчезает выпячивание живота.

Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза Общие рекомендации по формированию правильной осанки у ребенка.

Более заметным становится поясничный изгиб. Уплощается грудная клетка, а плечи становятся более округлыми. Колени при ходьбе еще несколько согнуты, но когда ребенок стоит, уже полностью выпрямлены.

Осанка у дошкольника носит неустойчивый характер. Она легко может изменяться под действием как положительных, так и отрицательных факторов. Неустойчивость осанки вызывается неравномерным развитием костной и мышечной ткани. Наиболее критичным для возникновения нарушений осанки является период бурного роста в 5–8 лет. В это время кости и мышцы значительно увеличиваются в длину, а механизмы удержания правильной позы не успевают приспособиться к их новым размерам.

♦ голова незначительно наклонена вперед;

♦ плечевой пояс немного смещен вперед, но не выступает за уровень грудной клетки;

♦ лопатки чуть-чуть отстают от спины;

♦ живот немного выступает;

Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза От рождения до года.

♦ изгибы позвоночника выражены слабо.

Школьник

Особенностью организма 7-9-летнего ребенка является совершенствование строения и функций всех органов и систем в ходе роста и развития. Мышцы детей очень эластичны. Вследствие этого дети способны выполнять движения с большей амплитудой по сравнению со взрослыми. Обратной стороной медали является то, что излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению и, как следствие, к нарушению правильной осанки. Кроме того, к младшему школьному возрасту 56–82 % детей уже имеют какие-либо нарушения осанки, возникшие в период бурного роста с 5 до 8 лет.

У младших школьников сохраняются основные черты осанки дошкольника. Для них по-прежнему характерны подчеркнутый поясничный изгиб выпуклостью вперед и несколько выпяченный живот.

Рост и развитие детей 10–14 лет (среднего школьного возраста) происходят неравномерно. Особенно бурными они становятся в 11–12 лет. Именно этот возраст является наиболее критичным для возникновения нарушений осанки. Самое частое искривление позвоночника в таком возрасте, особенно у девочек, — сколиоз в грудном отделе позвоночника в правую сторону.

♦ плечи расположены симметрично на одном уровне;

♦ лопатки прижаты к спине;

♦ живот немного выступает, но менее значительно, чем у дошкольников;

♦ умеренно выражены изгибы позвоночника.

В старшем школьном возрасте (15–17 лет) рост в высоту постепенно замедляется. Начинает преобладать, особенно у юношей, поперечный рост грудной клетки и плечевого пояса. При этом интенсивно наращивается мускулатура, возрастают ее силовые возможности. Девушки же в этом возрасте значительно прибавляют в массе, но теряют силу мышц.

♦ голова расположена прямо;

♦ плечи опущены;

♦ грудная клетка симметрична;

♦ соски расположены на одном уровне симметрично;

♦ живот плоский и втянутый;

♦ ноги прямые;

♦ физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно.

Для формирования у ребенка правильной осанки необходимо создать условия для гармоничного развития его организма. Это касается не только интеллектуального, но и физического развития. Естественно, следует исключить все факторы, отрицательно влияющие на опорнодвигательный аппарат растущего организма.

Детский позвоночник наиболее подвержен искривлениям вследствие неправильной осанки, поскольку он довольно мягкий по причине высокого содержания хрящевой ткани. И нарушения осанки необходимо исправлять именно в детском возрасте по тем же причинам. После 18–20 лет корректировать нарушения осанки намного сложнее.

Парадоксально, но при сидении позвоночник нагружен гораздо сильнее, чем в положении стоя. А ведь школьникам сидеть приходится помногу, да еще наклонившись вперед. В таком положении края позвонков сближаются и максимально сдавливают межпозвоночные диски. При этом сила давления на внешний край диска возрастает в 11 раз.

И это не только происходит в школе, но и продолжается дома. Кроме того, в положении стоя в поддержании позвоночника в вертикальном положении участвует весь массив мускулатуры туловища. При сидении же поддерживающий мышечный корсет туловища расслабляется и вся тяжесть туловища падает на позвоночный столб.

Для примера рассмотрим изменение силы нагрузки на позвоночник в различных положениях тела относительно нагрузки на него в положении стоя (ее мы примем за 100 %). При лежании на ровной поверхности на спине нагрузка составляет 25 %, лежании на боку — 75 %. При сидении нагрузка возрастает до 140 %, стоянии с наклоном вперед — до 150 %, а при сидении с наклоном вперед — до 185 %!

Вот потому-то для сохранения правильной осанки очень важно научить ребенка правильно сидеть за столом и школьной партой. А также побудить его двигаться во время перерывов в занятиях, не терять ни минуты, чтобы предотвратить пагубное влияние на позвоночник длительного сидения.

Поза считается правильной, если сохраняется устойчивое равновесие, поддерживается нормальная деятельность органов и систем, особенно сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной, а также создаются оптимальные условия для зрения и слуха.

Как же нужно правильно сидеть?

При сидении за столом не нужно сильно наклонять голову и сгибать туловище, чтобы не напрягать чрезмерно его мышцы. Спину следует держать прямо, голову слегка наклонить вперед, плечевой пояс расположить в горизонтальной плоскости (плечи на одном уровне), туловище отодвинуть от парты на 3–5 см. Наиболее рациональна поза с небольшим наклоном вперед, когда сгибание грудного отдела позвоночника относительно его поясничного отдела составляет угол 170°, а наклон головы относительно оси тела — 50°.

При чтении допускается несколько больший наклон туловища вперед, чтобы угол между грудным и поясничным отделом составлял 150–160°, а наклон головы — 30–40°. Рабочая поверхность должна находиться на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони от глаз. Когда кисти рук и локти лежат на столе или на подлокотниках стула, лопатки должны прилегать к его спинке.

Под столом должно быть достаточно места, чтобы можно было удобно расположить ноги. Колени должны быть согнуты под прямым углом, поэтому высота стула должна точно соответствовать длине голени ребенка. Ноги должны свободно стоять на полу. Если стул высоковат и ноги ребенка не достают до пола, можно подставить под них скамеечку.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector