26.09.2019     0
 

Школа здоровья для больных с заболеваниями суставов и позвоночника


Деятельность Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество.

Школы здоровья, школы для пациентов и лиц с факторами риска являются организационной формой обучения целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления и сохранения здоровья.

Основной целью подобных школ является формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем.

· повышение информированности отдельных групп населения в вопросах общественного и собственного здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;

· формирование ответственности за здоровье и определение степени участия системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья;

· повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства;

· создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;

· формирование адекватных состоянию здоровья поведенческих реакций и здоровьесберегающих технологий;

· привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья и иных заинтересованных организаций и специалистов;

· снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.

Согласно форме №30, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 №175, выделяют 7 основных «Школ здоровья».

Школа здоровья для больных с заболеваниями суставов и позвоночника

· «Школа для беременных»;

· «Школа для больных сердечной недостаточностью»;

· «Школе для больных на хроническом диализе»;

· «Школа для больных артериальной гипертензией»;

· «Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника»;

· «Школа для больных бронхиальной астмой»;

· «Школа для больных сахарным диабетом».

А также функционируют школы по 58 альтернативным направлениям.

Алмаг для реабилитации после переломов

В муниципальных учреждениях здравоохранения городов могут функционировать различные Школы здоровья: Школа для больных артериальной гипертонией, Астма школа, Школа для больных сахарным диабетом, Школа для беременных, Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника, Школа для больных ишемической болезнью сердца.

Среди прочих школ в МУЗ города могут функционировать: Школа материнства, Школа молодой матери, «Подготовленные роды» (планирование семьи), Школа для родителей при поступлении детей в ДДУ, Школа отцов, гастро-школа, Школа гигиенического ухода, Школа климактерия, Школа анемии, Школа охраны репродуктивного здоровья школьников, Школа эндогенного дыхания, Школа для родителей детей, страдающих эпилепсией, Школа для родителей детей, страдающих ДЦП, Школа активного долголетия, Школа для больных ХОБЛ.

Забота о сохранении здоровья детей – задача не только семьи, медицинских учреждений, но и в целом системы образования. Важным шагом в решении задачи охраны здоровья детей в образовательном пространстве стало создание особого вида государственных образовательных учреждений – «Школа здоровья», в которых высокое качество образования не препятствует обучающимся сохранять и даже приумножать ресурсы своего здоровья.

· «Школы здоровья» для всех детей независимо от их принадлежности к медицинской группе, в которых создана безопасная окружающая среда, благоприятная для профилактики заболеваний, психологической и социальной адаптации обучающихся, формирования навыков здорового образа жизни. Психолого-педагогический подход к созданию таких «Школ здоровья» связан с опорой на медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические, здоровьесберегающие технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

· «Школы здоровья» для всех детей независимо от медицинской группы здоровья ребенка, внедряющие элементы здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Эти школы, используя технологии, продиктованные психолого-педагогическим подходом, взаимодействуя с детскими поликлиниками, использовали достижения современной науки, позволяющие проводить мониторинг здоровья обучающихся в учебном процессе, создали систему школьных мониторингов здоровья, оснащенную компьютеризованными приборными комплексами.

При этом, не внедряясь в поле деятельности медицины, такие школы получили возможность, не дожидаясь плановой диспансеризации, скорректировать нарушения в работе организма, которые в большей мере подвергаются воздействию школьных факторов: нарушения осанки, нарушения зрения, нарушения физиологического баланса.

· «Школы здоровья» для хронически болеющих детей, ослабленных неблагоприятными экологическими факторами, и детей-инвалидов. Практика работы такого рода образовательных учреждений показала взаимопроникновение медицинского и психолого-педагогических подходов. Медицинский подход связан с активизацией участия медиков в работе образовательного учреждения.

Немаловажная роль в сохранении здоровья ребенка в период пребывания его в образовательном учреждении отведена организации качественного, безопасного, сбалансированного питания.

В «Школах здоровья» оборудованы спортивные залы (118), тренажерные залы (86), школьные стадионы и спортивные площадки (140), бассейны (2), залы ЛФК (65), кабинеты массажа (56). Это позволяет качественно осуществлять физкультурно-оздоровительную работу.

Важный показатель деятельности «Школы здоровья» – отсутствие неуспевающих детей, при этом следует учесть, что не снижен уровень требований и каждому обучающемуся обеспечивается образование в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Показательный результат работы в этой области – то, что здоровьесберегающая среда «Школ здоровья» и проводимая профилактическая работа позволяет снизить количество пропущенных учебных дней по болезни на одного ребенка.

Школа здоровья для больных с заболеваниями суставов и позвоночника

В «Школах здоровья» накоплен положительный опыт психологического сопровождения образовательного процесса, обеспечения разноуровневой подготовки обучающихся, созданы различные службы психолого-медико-социального сопровождения (мониторинговая, психолого-педагогическая поддержка, медицинское сопровождение, социальная реабилитация).

Оценка и контроль деятельности государственных образовательных учреждений «Школа здоровья» в большинстве случаев основываются на результатах мониторинга здоровья обучающихся. Мониторинги природного зрения, осанки и объединяющий их полифункциональный саногенетический мониторинг физиологического состояния организма оснащены приборными комплексами и экспертными системами.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс «Школ здоровья» позволило успешно реализовать образовательный процесс для детей-инвалидов, в том числе и ранее находящихся на надомном обучении. В настоящее время в государственных образовательных учреждениях «Школа здоровья» обучаются 635 детей-инвалидов.

· о формах организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, о здоровьесберегающей инфраструктуре и оснащенности школ, о комплексе здоровьесберегающих технологий;

· о системе школьных мониторингов здоровья как способе адекватного отбора здоровьесберегающих технологий, по состоянию здоровья обучающихся, так и по задачам конкретного образовательного учреждения;

Нормативно-правовое регулирование

1. Приказы МЗ РФ о мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с различными заболеваниями и состояниями.

2. Приказ главного врача МУЗ об организации работы Школы здоровья в МУЗ.

3. Положение об организации работы Школы здоровья.

4. Критерии оценки эффективности работы Школы здоровья.

5. Анкета для проведения опроса занимающихся до и после цикла обучения.

· в Школу направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.

· занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме. Полный цикл обучения в Школе состоит из 6-8 занятий по 90 минут.

· продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1-2 месяца;

· периодичность занятий – 1-2 раза в неделю;

· продолжительность занятий 1-1,5 часа.

20-30% – лекционный материал;

30-50% – практические занятия;

20-30% – ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;

10% – индивидуальное консультирование.

Ежегодно в Школах здоровья проходят обучение огромное количество людей. Работа в Школах ведется в соответствии с планами, положениями об организации Школ здоровья, разработанными программами. В конце года проводится анализ эффективности работы Школ по разработанным критериям. Занятия в Школах проводятся с использованием плакатов, муляжей, спортивного инвентаря и др.

· занятия проводятся в группах по 8-10 человек;

· контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний;

· набранная группа пациентов является «закрытым коллективом», т.е. в процессе проведения занятий к ней не присоединяются новые больные;

· критерии исключения: нарушение когнитивных функций; наличие острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения; наличие хр. заболеваний в стадии декомпенсации.

ПРИМЕЧАНИЕ: В зависимости от профиля Школы здоровья к проведению занятий в Школах активно привлекаются врачи различных специальностей, медицинские сестры, психологи и другие специалисты. В последние годы в проведении занятий в Школах значительное место отводится среднему медицинскому персоналу. Они проводят практические занятия, обучают пациентов правилам тонометрии, приемам доврачебной помощи, правилам ведения дневника самонаблюдения, индивидуально определяют факторы риска, проводят тестирование пациентов.

· ведется учетная форма 038/у-02 «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденную приказом МЗРФ от 23.09.2003г. № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации»;

Предлагаем ознакомиться:  Питание и диета при артрозе остеоартрозе коленных тазобедренных и голеностопных суставов

· ежегодно заполняются отчетные формы о деятельности Школ здоровья: годовую отчетную форму №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении», утвержденную постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 № 175 (раздел IV, пункт 10. Деятельность отделений (кабинета) медицинской профилактики (4809);

Конструкция прибора Алмаг

· «Годовой отчет о работе Школ здоровья»;

· «Журнал обучения пациентов в Школе здоровья» по установленной форме.

Отзывы о лечении суставов с помощью желатина

Желатин является ценным источником аминокислот и коллагена. Именно коллаген представляет собой основной компонент хрящевой и костной тканей, сухожилий и кожных покровов. Данное вещество обеспечивает структурам прочность и в то же время эластичность.

Синтезируется коллаген организмом человека, однако с возрастом интенсивность его выработки постепенно снижается. Потеря организмом коллагена запускает в организме процесс дегенеративных нарушений в позвоночном столбе и суставах.

В результате данных изменений развиваются остеоартрозы и остеохондрозы.  Одним из методов борьбы с этими патологиями является лечение, основанное на регулярном употреблении желатина больным.

Бальзам Дикуля представляет собой гомеопатическое средство для местного применения в целях профилактики и терапии заболеваний опорно-двигательного аппарата. Он был создан тяжелоатлетом и гимнастом Валентином Ивановичем Дикулем на основе многолетних клинических испытаний в лечебно-реабилитационных учреждениях, которые он возглавляет по сей день.

Мази эффективно дополняли реабилитационную авторскую программу и были рекомендованы к использованию после выписки пациентов из больницы. Наиболее популярно применение бальзамов Дикуля при остеохондрозе, радикулите, остеоартрозе и миозите.

Валентин Дикуль с детства увлекался цирковым искусством и уже с подросткового возраста выступал на арене с собственными трюками и фокусами. Во время исполнения номера по воздушной аэробике оборвался страховочный трос, и мальчик упал с высоты 15 метров. В результате травмы врачи предрекли молодому артисту инвалидность на всю оставшуюся жизнь вследствие компрессионного перелома позвоночника.

Применение аппарата Алмаг

Впоследствии артист решил поддерживать свое здоровье натуральными средствами. Так появился первый бальзам автора. Сначала он пробовал его действие на себе, затем предлагал коллегам. Средство оказалось эффективным и быстро возвращало артистов к работе после профессиональных травм. Через десятилетие бальзам был усовершенствован, благодаря официальным клиническим испытаниям на пациентах медицинских центров Дикуля, которые он открыл и возглавил в Москве.

Состав бальзама

Ингредиенты в составе бальзама Дикуля представлены продуктами натурального происхождения. Растительные и животные компоненты не имеют абсолютных противопоказаний и гармонично воздействуют на организм, устраняя проявления болезней опорно-двигательного аппарата. Фармакологическая промышленность выпускает несколько видов лекарственных веществ:

  • радикулин,
  • спортивный,
  • для суставов,
  • массажный,
  • тибетский.

Бальзамы отличаются целевым применением и сочетанием лекарственных компонентов. Например, тибетский бальзам Дикуля содержит уникальный набор целебных трав, которые с давних времен применялись в восточной медицине. Спортивный крем включает витанол для быстрого восстановления тканей после травм, часто возникающих во время тренировок.

Массажный содержит активные микрокапсулы, позволяющие проникать лечебным компонентам глубоко в ткани во время втирания бальзама. В Радикулин и мазь для суставов включены экстракты красного горького перца или медвежьей желчи, обладающие мощным раздражающим действием, что эффективно устраняет болевой синдром. Однако у всех бальзамов есть основной набор лекарственных веществ, к которым относится:

  • вода высокой степени очистки с добавлением ионов серебра – обладает дезинфицирующими и противовоспалительными свойствами;
  • продукты жизнедеятельности пчел (пчелиный яд, прополис, воск) – оказывают анальгетический и противовоспалительный эффект, нормализуют обмен веществ и кровоток в области пораженных суставов;
  • базовые масла (чайного дерева, облепиховое) – хорошо впитываются в кожу, обуславливают дезинфицирующее и антисептическое действие, ускоряют регенерацию (восстановление) поврежденных тканей в очаге воспаления;
  • мумие – вещество минерального происхождения, в состав которого входит большое количество полезных ингредиентов, улучшающих процессы местного иммунитета, метаболизм и адаптогенные свойства организма;
  • масляные экстракты лекарственных растений (чистотел, ромашка, гингко билоба, алоэ, шиповник) – оказывают болеутоляющее, противовоспалительное, антисептическое действие, нормализуют кровоток и движение лимфы.

Благодаря натуральному составу, использование бальзамов не имеет ограничений. К противопоказаниям относится индивидуальная непереносимость компонентов мази и дефекты кожи в месте нанесения лекарственного вещества.

Назначение бальзама

Бальзамы Дикуля назначают для профилактики и лечения болезней опорно-двигательного аппарата, которые сопровождаются как воспалительными, так и дегенеративно-дистрофическими процессами в костной, хрящевой или мышечной тканях. Показания для применения лекарственного вещества включают:

  • остеохондроз позвоночника, протрузии и грыжи позвоночного столба;
  • радикулит;
  • артриты;
  • остеоартрозы;
  • поражение околосуставных тканей (связок, фасций);
  • миозиты;
  • подагру;
  • травмы (ушибы, растяжения, переломы, гематомы);
  • восстановительный период после операций на суставах, костях, позвоночнике;
  • болевой синдром при поражении костно-мышечного аппарата;
  • утомляемость конечностей при интенсивной физической нагрузке во время трудовой деятельности и занятий спортом;
  • профилактику возрастных изменений суставов и рецидива заболеваний осевого скелета.

В целях профилактики развития или обострения болезней опорно-двигательного аппарата бальзам интенсивно втирают в пораженные области тела в течение 4-5 минут трижды в день недельными курсами. Для терапии патологии суставов, позвоночника, мышц мазь наносят легкими массажными движениями на область травмы или воспалительно-дегенеративного процесса в течение 1-2 минут 3-4 раза в сутки.

Компоненты в составе бальзама Дикуля эффективно устраняют патологический процесс и предупреждают прогрессирование болезней опорно-двигательного аппарата. Применение мази сокращает лечебный курс энтеральных (таблеток) и парентеральных (инъекций) препаратов, снижает вероятность появления осложнений вследствие длительного назначения медикаментов. Использование бальзамов оказывает на организм следующее действие:

  • устранение воспалительной реакции в очаге поражения тканей;
  • снижение болевого синдрома;
  • нормализация кровообращения и оттока лимфы в области патологии;
  • активизация обменных процессов, предупреждение разрушения внутрисуставного хряща:
  • оптимизация процессов синтеза синовиальной (внутрисуставной) жидкости;
  • улучшение местного иммунитета и регенеративной способности поврежденных тканей.

Немаловажным преимуществом бальзамов Дикуля считается цена, которая находится в пределах 200-300 рублей. Лекарственные мази можно приобрести в аптечной сети или специализированных интернет-магазинах.

Отзывы о бальзаме

Срастание кости после перелома

Высокая эффективность и доступность бальзамов Дикуля отразилась в позитивных отзывах пациентов, использовавших мазь для лечения недугов опорно-двигательного аппарата. Реальный опыт больных по применению лекарственного средства может помочь людям, страдающим заболеваниями суставов и позвоночника.

Василий Николаевич, 63 года. Бальзам Дикуля – одно из главных лекарств в моей аптечке. Страдаю артрозом коленных суставов уже более 15-ти лет, с возрастом участились боли в ногах и появились трудности при ходьбе. Периодически лечусь в стационаре районной больницы, а бальзамом пользуюсь постоянно. Мазь хорошо снимает дискомфорт в коленях, улучшает подвижность в суставах, предупреждает обострение в холодные сезоны. Последние несколько лет не госпитализировался. Это, несомненно, заслуга бальзама.

Наталья, 28 лет. Во время беременности двойней у меня сильно болела поясница. Ничего не помогало: ни бандаж, ни постоянный отдых. Дискомфорт в позвоночнике не давал выполнять элементарные домашние дела. Гинеколог посоветовал попробовать бальзам Дикуля, который можно применять во время вынашивания ребенка. После недельного курса лечения ощутила явное облегчение, мазь буквально поставила меня на ноги.

Иван Артемович, 36 лет. Регулярно занимаюсь спортом, увлекаюсь восточными единоборствами. Во время тренировок часто травмирую конечности по неосторожности, затем долго восстанавливаюсь, пропускаю занятия. От знакомых слышал положительные отзывы о бальзаме Дикуля, который разработан специально для спортсменов. После применения мази ушибы и гематомы стали появляться реже, и на реабилитацию уходит значительно меньше времени.

Эффективное применение бальзама Дикуля при остеохондрозе, остеоартрозе, миозите, травмах позволяет включать лекарственное средство в комплексное лечение и профилактику болезней опорно-двигательного аппарата.

Высшая школа материнства

Законы природы, которые мы несем в себе, необходимо знать, чтобы жить в согласии с ними, сохранив свое человеческое лицо и предназначение. Сохранение женщины в родных для нее условиях – это сбережение и развитие малого мира для бесконечно великого. Женщина, жена, мать может дать покров – защиту не только мужу – но и целому роду.

Исказив сущность женщины, меняется весь смысл жизни и это в первую очередь видно по нашим детям. Не даром говорится, что тайное в родителях явлено в детях. Сегодня мы редко видим большие семьи. Значит, повышается ответственность каждой семьи за одного – двух – трех детей, которые есть у нас. Не может быть крепкого общества там, где нет крепкой семьи, но и не только крепкой, но и в большей степени традиционной.

Родители и дети очень схожи во многом, вплоть до формы проявления болезни. Родители действительно оставляют в следующем поколении свою копию. Мужчина закладывает фундамент своего ребенка: дает ему жизненный потенциал и способность. В женском организме все это должно найти свою реализацию и развитие.

От того и насколько спокойна и естественна женщина, зависит наше будущее. Настоящая любовь к ребенку именно в том и состоит, чтобы позволить ему проснуться его истинным возможностям. Ребенок открыт к миру и не защищен от него. Но родители и, прежде всего мама призваны обеспечить ему безопасность и спокойствие жизни, чтобы все, что заложено в нем, его душа и тело смогли раскрыться в своей полноте.

Предлагаем ознакомиться:  Подагра коленного сустава симптомы лечение

Такие дети, как правило, вырастают великодушными, по сколько они с младенчества способны обходиться за счет собственных сил. Став взрослым, такой человек в любой ситуации и условиях не утратит своих человеческих достоинств и с честью перенесет все испытания. Именно женщина – мать призвана выполнять эту миссию и никто не может заменить ее. Ибо что может быть выше для любой женщины, чем родить и воспитать человека с большой буквы.

Высшая школа материнства – призвана дать мудрые и грамотные советы будущим родителям и детям.

Она занимается вопросами образования и просвещения молодого населения (школьников, подростков и их родителей; молодоженов и молодых семей, планирующих рождение ребенка) в вопросах подготовки к семейной жизни на принципах любви и уважения друг к другу, глубоких знаний всех аспектов жизненных проблем.

Кроме этого работает программа физического, психического и духовного здоровья, которая закладывается задолго до рождения самого ребенка.

Современные условия жизни значительно повлияли на уровень здоровья населения. Проведенные исследования показали, что большинство женщин уже в молодом возрасте имеют нарушения органов Ж.К.Т. Что создает предпосылки к нарушениям гормональной, иммунной и нервной регуляции репродуктивной системы. Беременность является физиологическим состоянием, при котором изменяется функционирование органов ЖКТ, дополнительно отягощенная уже имеющимися нарушениями в работе органов и систем.

Образование и просвещение молодого населения в вопросах подготовки к семейной жизни, на принципах любви, уважения друг к другу, глубоких знаний во всем аспекте жизненных проблем.

Обучение и просвещение производится по программам наработанным временем жизни.

“Мужчина и женщина – радость взаимоотношения”, “Формирование гармоничной семьи”, “Семья – компас в жизни человека”, “Любовь и … как много в этом слове”, “Дети – творение двух”, “Семья – основа культуры общества”, “Ценность семьи для человечества” и другие. При Высшей школе материнства планируется создание первого в Москве и Московской области Регионального Учебного центра по обучению медицинского персонала сельских участковых больниц функциональной, электропунктурной экспресс диагностике по программам: а.

“Диспансеризация жителей села России” в соответствии с принципиально новым направлением деятельности здравоохранения России – переходе от системы ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на при-оритете здорового образа жизни и направленной на профилактику заболеваний.

«Планирование здоровой семьи на селе» – предусматривает обучение сельских врачей функциональной диагностике: – формирование первичного бесплодия у детей подросткового возраста и профилактика его; – оценка состояния женщин детородного возраста (до, в течение беременности и в послеродовом периоде); – экспресс-оценка гормонального статуса молодоженов.

«Школа пожилого человека». Общие положения

1. Школа пожилого человека (далее «Школа») – является одним из видов Школы (клуба) для пациентов и лиц с факторами риска (син. Школа здоровья), организационной формой обучения пожилых людей по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья, формой группового профилактического консультирования, не исключающей проведение индивидуального консультирования, профилактического и клинического обследования.

2. Школа организуется силами и средствами лечебного учреждения при непосредственном участии Областного Центра медицинской профилактики, Областного Центра гериатрии, территориальных отделений (кабинетов) медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений, а также при организационной и финансовой помощи органа управления здравоохранения территории.

Организаторы образуют Совет Школы или определяют ответственных лиц за деятельностью Школы (зам. главного врача по организационно-методической работе, зам. главного врача по профилактической работе, заведующий отделением профилактики или др.). Ответственность за работу Школы может быть возложена также приказом администрации медицинского учреждения.

3. В организации и деятельности Школы могут также принимать участие различные учреждения и организации всех форм собственности, общеобразовательные, высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения.

4. Школа свою деятельность формирует в соответствии с принципами Всемирной организации здравоохранения охраны, а также в соответствии с основныминаправлениями и задачами «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2010 года», согласно нормативным документам и рекомендациям Минздравсоцразвития Российской Федерации.

Основные направления деятельности и задачи «школы пожилого человека»

· обучение целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья (что вытекает из основной цели создания школы);

· решение региональных вопросов борьбы с преждевременным старением, профилактики заболеваний в пожилом возрасте, профилактики заболеваний и укрепления здоровья в целом у населения региона;

· пропаганда медицинских знаний, обучение навыкам здорового образа жизни;

· обучение немедицинских специалистов с целью расширения деятельности,

· возможности дистанционного обучения и повышения качества необходимых знаний.

· проведение обучающих мероприятий для пожилых людей в виде планируемых бесед и собеседований, лекций, семинаров, тренинговых и практических занятий;

· обучение «обучающих» – обучение немедицинских специалистов по основным разделам деятельности школы;

· оказание населению профилактической и оздоровительной помощи, через привлечения к работе Школы специалистов различных учреждений и организаций, расширение объёмов деятельности;

· внедрение новых эффективных форм профилактической работы, обучающих методик;

Прикладывание вдоль сломанной кости

· подготовка и издание наглядных информационных материалов необходимых для деятельности Школы, а также пропаганда медицинских знаний по основному направлению данной Школы (профилактика артериальной гипертонии и заболеваний

· сердечно-сосудистой системы, заболеваний дыхательной системы, сахарного диабета и др.);

· проведение тематических совещаний, семинаров и конференций;

· участие в профилактической деятельности медицинских учреждений.

Организация деятельности школы пожилого человека

1. Структура, оснащение и количество привлекаемых медицинских специалистов (условный штат) Школы здоровья зависит от набора целевой группы пациентов и лиц с факторами риска, от возможности медицинского учреждения или органа управления здравоохранением, которые организуют Школу.

Действие аппарата Алмаг

2. Для работы Школы привлекаются высококвалифицированные медицинские специалисты по специальностям, которые отражают проблематику Школы, а также немедицинские специалисты согласно цели и основным задачам Школы.

Специалисты привлекаются к работе Школы на функциональной или на договорной основе с оплатой работы в Школе, если это предусмотрено организаторами или есть возможности дополнительного финансирования Школы со стороны помогающих организаций или лиц.

3. Свою деятельность организаторы и привлекаемые специалисты основывают на принятой программе Школы и утверждаемых планах работы (годовых, месячных).

4. Занятия Школы могут проходить в медицинских учреждениях, а также в любом другом учреждении, если это соответствует программе и планам Школы.

5. Режим работы Школы определяется организаторами (Советом Школы) в зависимости от состава и количества пациентов, а также возможностей привлекаемых специалистов. Рекомендуемый режим – два занятия в месяц по 2-3 часа, без учета возможных практических занятий или индивидуального консультирования.

Информация о режиме работы Школы доводится до пациентов и всего населения печатными объявлениями, объявлениями по радио и телевидению, рекомендациями специалистов профилактических отделений (кабинетов) и лечащих врачей ЛПУ.

6. Специалистами Школы здоровья разрабатываются необходимые для деятельности Школы наглядные и информационные материалы, инструкции, анкеты, памятки, которые могут быть использованы другими Школами или медицинскими учреждениями при проведении профилактической работы.

7. Организаторами Школы ежеквартально проводится регистрация целевых групп, обучающихся специалистов и анализ проводимых занятий, мероприятий, для чего используютс методики «обратной связи» с обучающимися (собеседование, анкетирование, социологическое исследование и пр.).

Для повышения эффективности и результативности деятельности Школы пожилого человека организаторами при составлении программы и планов необходимо учитывать мнение обучающихся и опыт работы других Школ.

ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ

тренажер грэвитрин

· Каждый пятый взрослый имеет повышение артериального давления (АД).

· Только половина людей с повышенным АД знают об этом. Многие люди избегают посещения врача, тогда как единственный способ установления артериальной гипертонии – регулярное измерение АД.

· Только половина пациентов с повышенным АД получают должное лечение. Многие больные не знают, что хорошее самочувствие при повышенном АД – не причина для отказа от лечения, так как нелеченная гипертония – это «мина замедленного действия».

· Только половина больных реально соблюдает все рекомендации врача. Многие пациенты самовольно прекращают прием рекомендованных лекарств или уменьшают их дозировку, что нередко приводит к обострению болезни.

Артериальная гипертония – это на сегодняшний день одно из самых распространенных и наиболее грозных заболеваний, которое приводит к тяжелым осложнениям: инсульту, инфаркту миокарда, сердечной недостаточности, нарушению функции почек, а также ускоряет развитие атеросклероза и ишемической болезни сердца.

Предлагаем ознакомиться:  Анатомия боли ТБС отвнутриутробного развития доконца жизни

В основе повышения АД, независимо от причины, лежат сложные нарушения регуляции аппарата кровообращения, проявляющиеся прежде всего увеличением тонуса артериальных сосудов. Как правило, процесс прогрессирования АГ многолетний, постепенный, в связи с чем организм больного «привыкает» к высокому АД, и АГ течет бессимптомно до тех пор, пока не возникает одно из осложнений.

Вот почему АГ получила название «молчаливый убийца». Из-за отсутствия в течение долгого времени клинических проявлений заболевания многие больные относятся к нему несерьезно, не хотят признавать, что высокое АД представляет угрозу для их жизни, пренебрегают советами врачей о необходимости лекарственной терапии, способной снизить риск возникновения осложнений заболевания, увеличить продолжительность и качество жизни.

Что такое Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией?

Школа позволяет пациенту научиться самостоятельно, контролировать состояние своего здоровья, узнать, как снизить неблагоприятное влияние на организм поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек). Также здесь Вас научат оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.

· Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?

· Занятие 2. Здоровое питание. Что необходимо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

· Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония.

· Занятие 4. Физическая активность и здоровье.

· Занятие 5. Курение и здоровье.

· Занятие 6. Стресс и здоровье.

· Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность пациентов к лечению.

· Занятие 8. Заключительное занятие.

Во время обучения в Школе здоровья пациенты знакомятся с внешними и внутренними негативными условиями, которые оказывают повреждающее действие на организм. Пациенты обучаются правилам измерения артериального давления, узнают, какой уровень давления следует считать нормальным, составляют индивидуальный план действий по устранению факторов риска.

Два занятия в Школе здоровья посвящены правилам здорового питания, каким должно быть питание здорового человека, объясняется влияние питания на уровень артериального давления. Для больных с повышенной массой тела определяются причины ожирения, разбираются основные принципы диетотерапии, приводятся различные типы диет.

В Школе здоровья пациенты знакомятся с компонентами табачного дыма и их влиянием на индивидуальное здоровье. Проводится оценка типа курительного поведения, формируется негативное отношение к курению и мотивация к отказу от курения, разбираются современные методы лечения табакокурения. Под наблюдением опытного врача пациенты оценивают уровень своей тренированности, узнают, как повысить повседневную физическую активность, как построить программу тренирующих занятий, а также избежать осложнений при занятии физкультурой.

В Школе здоровья пациенты учатся различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса, знакомятся с методами самооценки уровня стресса, узнают условия преодоления стрессовых реакций. На последнем занятии врач-кардиолог познакомит с общими принципами медикаментозной терапии, какие существуют современные лекарственные препараты с минимальными побочными эффектами, снижающие артериальное давление, учит оказывать первую доврачебную помощь при гипертоническом кризе.

Лечение болезней

– За 30 минут до измерения не следует курить, пить крепкий кофе или чай;

– Измерения должны проводиться после 5 минутного отдыха, через 1-2 часа после приёма пищи;

– Во время измерения не следует активно двигаться и разговаривать;

При отсутствии сопутствующих заболеваний достаточно стандартных измерений сидя. Пожилым людям рекомендуется дополнительно измерять АД стоя и лёжа;

Руку для измерения АД необходимо расслабить и освободить от одежды;

Расположение руки должно быть такое, чтобы локтевой сгиб был примерно на уровне сердца;

Наложить манжету на плечо так, чтобы нижний его край был на 2 см или на 2 пальца выше локтевого сгиба;

При нарушениях ритма сердца желательно проводить несколько измерений в определённый промежуток времени (например, 4 измерения за 15 минут в состоянии покоя). Записывайте результаты измерения в дневник.

Идеальное, или оптимальное, артериальное давление, составляет 120/80 мм рт ст.

Нормальное артериальное давление составляет не более 130/85 мм рт ст.

«Мягкая» гипертония, скрытая или ее еще называют пограничное артериальное давление, составляет 130—139/85—89 мм рт ст.

Медикаментозное лечение артериальной гипертонии может назначить Вам только врач. Что приводит к повышению артериального давления?

Факторы, которые влияют на возникновение артериальной гипертонии, называются факторы риска. Их много, и нет одного такого, который бы безусловно приводил к заболеванию – нужно, чтобы сложилось несколько «неблагополучий». Но не стоит расслабляться. По данным специалистов, у 93% мужчин после 35 лет при обследовании непременно выявляется хотя бы один из факторов риска, а у многих – один и более.

Борьба с ними может помочь снизить артериальное давление и уменьшить дозу лекарственных средств, что согласитесь выгодно, учитывая цены на лекарства в нашей стране. Итак, какие это факторы?

– Нерациональное питание

– Низкая физическая активность

– Курение

– Избыточный вес

– Чрезмерное потребление алкоголя

– Психоэмоциональные стрессы

– Неправильное чередование труда и отдыха

мужчины старше 55 лет

женщины старше 65 лет

Леченеие болезней

– Наследственность

Первый фактор – избыточное потребление соли! Даже если Вам кажется, что Вы употребляете небольшое количество соли, уберите солонку со стола, старайтесь не досаливать пищу, ограничьте солёности, а тем более копчёности. Количество потребляемой поваренной соли не должно превышать 1 чайной ложки без верха в сутки.

Только одно уменьшение количества соли в рационе может снизить среднее артериальное давление на 10 мм рт. ст. Для уменьшения негативного влияния соли на организм необходимо увеличить потребление продуктов богатых калием (кураги, изюма, картофеля печёного в “мундире”, томатов, бобовых). Кроме того, это благотворно сказывается на тонусе сердечнососудистой системы.

рост (м)2 (оцените свой результат по таблице 2). Нормализация веса способствует снижению артериального давления, уменьшает риск сердечнососудистых осложнений (инфаркта и инсульта) и риска смерти. Основной принцип: калорийность пищи должна соответствовать энергозатратам организма. Это означает, что энергии поступающей нам с пищей должно быть ровно столько, сколько мы её можем потратить.

Потребление продуктов богатых калориями (сахара, шоколада, жира и др.), особенно, если Вы не заняты физическим трудом, может приводить к ожирению, отложению холестерина в стенках сосудов, и, как следствие, к атеросклерозу артерий и гипертонии. Имейте ввиду, что для мужчин в возрасте 40 – 60 лет, работа которых не связана со значительными физическими нагрузками, количество калорий потребляемых с пищей в день не должно превышать 2000 – 2400 ккал, а для женщин, соответственно, – 1600 – 2000 ккал.

Какие продукты наиболее калорийны? Жирные сорта мяса, особенно жирная говядина, субпродукты, какао, шоколад, пирожные, икра, сало, сдоба, алкогольные напитки. Согласитесь, без этих продуктов можно и обойтись. Что же рекомендуется принимать в пищу? Бессолевой, желательно с отрубями, хлеб, супы, сваренные на овощном бульоне, нежирные сорта мяса и рыбы (желательно на пару), около килограмма овощей и фруктов в день, блюда и гарниры из круп и макаронных изделий, молочные продукты с низким содержанием жира, растительные масла, нежирная колбаса, винегреты, салаты, заправленные сметаной или оливковым маслом.

Согласитесь, выбор рекомендуемых продуктов достаточно широк. Если Вы любите колбасу, выбирайте нежирные сорта, если любите молоко или творог, то выбирайте обезжиренные продукты, ограничьте белый хлеб, сливочное масло (известно, что запрет на употребление сливочного масла в учреждениях общепита в одной из скандинавских стран способствовало уменьшению смертности от инфаркта миокарда, так будем же учиться на опыте других!). Калорийность некоторых продуктов указана в таблице 3.

Третий фактор – гиподинамия! Сниженная физическая активность приводит к низкой тренированности сердечнососудистой системы, снижению устойчивости её к стрессу, к избыточной массе тела, и, в конце концов, к повышению артериального давления. Можно начать с прогулок пешком, поднимайтесь на свой этаж без лифта, если Вы живёте в многоквартирном доме.

Занимайтесь утренней гигиенической гимнастикой, оздоровительной физической культурой (ходьбой, плаванием, велосипед, лыжи), играйте в подвижные игры (волейбол, теннис). Физическая активность обладает свойством “разжижать” кровь и снижать уровень “сахара” в крови, препятствуя, таким образом, развитию инфаркта миокарда, мозгового инсульта и сахарного диабета.

Если Вы решили начать физические тренировки, обязательно посоветуйтесь с лечащим врачом, чтобы он исключил у Вас некоторые противопоказания, назначил подходящий именно Вам по интенсивности режим нагрузки. Есть некоторые общие правила физических упражнений: регулярность, оптимальная интенсивность, этапность.

Действительно, упражнения должны быть регулярными, 3 – 5 раз в неделю. Интенсивность нагрузки должна контролироваться при помощи пульса. Это означает, что первоначально во время физической нагрузки пульс не должен превышать 50% от максимально допустимого для вашего возраста (т.е. 220 минус Ваш возраст). Затем постепенно можно увеличить интенсивность нагрузки до достижения 60% (энергозатраты при основных типах деятельности указаны в таблице 4).


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector